Обучение работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций
Действующая версия страницы размещена здесь > >
Кульпинов Сергей Обучение работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций
Краткое вступление.
    Человек я ленивый, ленивый не в том смысле, что нет желания работать, а в том, что нет желания делать дурную, однотонную и никому не нужную работу (а такой у нас с Вами масса). А раз данного желания нет, то и приходится как то данную работу оптимизировать. Результатами данной оптимизации являются различные наработки, часть которых выкладывается на сайте, другая часть либо выкупается еще более ленивыми, либо публикуется в печати и расходится по стране .
Теперь суть.
    Как известно, 23 марта 2006 года МЧС были утверждены «Примерные программы обучения различных групп населения в области безопасности жизнедеятельности», под № 1-4-54-370-14, а проще говоря, была определена программа обучения в области ГО и ЧС на период 2006-2010 годы.
    Я хочу остановиться на «Примерной программе обучения работающего населения в области безопасности жизнедеятельности», то бишь - обучения работников предприятий на которых мы с Вами работаем.
    При поверхностном ознакомлении показалось, что вроде все не очень, то и изменилось, но когда прочел повнимательнее со вздохом отметил, что концепция ГО в нашей стране изменилась окончательно и бесповоротно и «поражающие факторы ядерного оружия» теперь ничто в сравнении с «опасностями современного города». А это значит, что придется полностью переделывать конспекты обучения в учебных группах. 
        Т.к. ранее я имел удовольствие заниматься разработкой конспектов занятий по программе 2001 - 2005 гг, с последующей их публикацией Институтом Риска и Безопасности в 2004 году, то естественно согласился на предложение ИРБ на переработку данных конспектов под новую программу обучения. При написании книги были учтены все прошлые кракозяблы и нюансы, которые мне не нравились в прошлых изданиях и которые, ну очень, старался исправить (надеюсь, что мне это удалось). К тому же нынче на дворе 2006 год и все примеры и факты в книге являются наисвежайшими. В итоге получилась книга на 120 страниц толще предыдущей и на 10 рублей дороже, что не суть важно (в смысле цена). Как автор я был не в восторге такой оценки моих творческих способностей, но против айсберга не попрешь («Титаник» пробовал, ничего не получилось), главное, что книга вышла в свет и теперь каждый может положить ее себе на стол.
    Итак, какие факты «За» приобретения данного фолианта:
1)Экономия своего времени - нет надобности разрабатывать конспекты занятий - в данной книге приведены не методические рекомендации, а уже готовые конспекты по каждой теме. Вам останется только в устной форме внести дополнения с учетом особенностей деятельности организации, технологических процессов, местных природных и социальных условий (кто-то работает на АЭС, а кто-то на полигоне утилизации бытовых отходов);
2)Экономия финансов - средний конспект (составленный правильно и грамотно) занимает от 25 до 40 страниц текста. Значит комплект из 7 тем потянет на 300 страниц. Считать стоимость бумаги и амортизации износа лазерного принтера я не буду - кому нужно тот пусть и считает. А этих групп на объекте от 5 до 30 (у меня 23) и если Вы не держите единственный комплект конспектов у себя в сейфе, то естественно данный комплект необходим для каждой учебной группы. Так не проще и не дешевле ли закупить необходимое количество экземпляров книг и раздать их руководителям занятий (под роспись), думаю, на 5 лет книги хватит, что не скажешь о стопке отпечатанных листов;
3)Это престижно - когда проверяющий увидит, что у каждого руководителя занятий на Вашем объекте имеющиеся конспекты занятий оформлены в формат книги, а не в виде стопки замусоленных листочков, то думаю, что Ваш метод проведения обучения будут еще долго хвалить и рекомендовать другим объектам;
4) И не маловажный фактор - ее мизерная цена, 200 рублей за 311 страниц иллюстрированной информации говорят сами за себя (цена книги во 2-ом квартале 2006 года).
 
    Содержание книги «Обучение работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций» (311 страниц иллюстрированной информации):
Примерная программа обучения работающего населения в области безопасности жизнедеятельности.
Тема 1. Нормативно(правовое регулирование по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного характера, чрезвычайных ситуаций и пожаров
  • Законодательство Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности
  • Права и обязанности граждан в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и пожарной безопасности
  • Структура, задачи, состав сил и средств гражданской обороны и РСЧС организаций, а также ведомственной пожарной охраны
Тема 2. Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий, при чрезвычайных ситуациях и пожарах. Основные мероприятия по подготовке к защите и по защите населения от них
  • Опасности военного характера
  • Виды и характеристики источников чрезвычайных ситуаций
  • Пожары
  • Оповещение
  • Эвакуация и рассредоточение
  • Организация инженерной защиты населения
  • Средства индивидуальной защиты органов дыхания
  • Средства индивидуальной защиты кожи
  • Медицинские средства индивидуальной защиты
  • Санитарная обработка людей
  • Повышение защитных свойств помещений
  • Защита продуктов питания, фуража и воды
  • Защита сельскохозяйственных животных и растений
Тема 3. Действия работников организаций при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера
  • Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера
  • Стихийные бедствия геофизического, геологического характера (землетрясения, извержения вулканов, оползни, сели, обвалы, лавины)
  • Стихийные бедствия метеорологического характера (ураганы, бури, смерчи, метели, мороз)
  • Стихийные бедствия гидрологического характера (наводнения, паводки, цунами)
  • Природные пожары (лесные и торфяные)
  • Массовые инфекционные заболевания людей, сельскохозяйственных животных и растений
  • Отработка практических навыков по действиям населения при возникновении стихийных бедствий
Тема 4. Действия работников организаций в чрезвычайных ситуациях техногенного характера, а также при угрозе и совершении террористических актов
  • Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их характеристика
  • Радиационно-опасные объекты
  • Химически опасные объекты
  • Пожары и взрывы в жилых, общественных зданиях и на промышленных предприятиях
  • Аварии на гидродинамически опасных объектах
  • Аварии на железнодорожном транспорте
  • Аварии на воздушном транспорте
  • Аварии на водном транспорте
  • Аварии на автомобильном транспорте
  • Аварии на общественном транспорте
  • Террористические акты
  • Отработка практических навыков по действиям населения при возникновении ЧС техногенного характера
Тема 5. Действия работников организаций в условиях негативных и опасных факторов бытового характера
  • Возможные негативные и опасные факторы бытового характера
  • Правила действий по обеспечению личной безопасности в местах массового скопления людей, при пожаре, в общественном транспорте, на водных объектах, в походе и на природе
  • Действия при дорожно-транспортных происшествиях, бытовых отравлениях, укусе животными
  • Правила обращения с приборами и животными в быту
  • Способы предотвращения и преодоления паники и панических настроений
Тема 6. Действия работников организаций при пожаре
  • Основные требования пожарной безопасности на рабочем месте и в быту
  • Система оповещения и инструкция по действиям работников при пожаре
  • Обязанности граждан по соблюдению правил пожарной безопасности
  • Технические средства пожаротушения
Тема 7. Оказание первой медицинской помощи. Основы ухода за больными
  • Основные правила оказания первой помощи в неотложных ситуациях
  • Первая помощь при кровотечениях и ранениях
  • Первая помощь при переломах
  • Прочие способы оказания первой помощи
  • Правила оказания помощи утопающему
  • Основы ухода за больными
  • Отработка практических навыков по оказанию первой помощи
Приложения(образцы)
1. Приказ руководителя организации о проведении занятий
Образец списка групп обучаемых
Образец расписания занятий
2. Журнал учета занятий
 
    Еще раз хочу повторится, что не смотря на то, что некоторые темы по своему наименованию напоминают темы прошлой пятилетки, по содержанию учебных вопросов они разительно отличаются.
   Кстати по своему содержимому и стилю изложения данная книга интересна не только при проведении занятий, но и  при подготовке неработающего населения по месту жительства.

    Если Вы желаете приобрести «Обучение работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций» необходимо направить заявку:
1) либо по электронному адресу mail@irb.ru (в последнее время участились случаи когда ответ на письма-заявки отправляемые с mail.ru не находят своего владельца. Если есть возможность, (по просьбе ИРБ), - направлять свои заявки на приобретение книг с других почтовых серверов)
2) либо на факс (495) 958-11-88, тел/факс 955-22-29
3) либо почтой по адресу: 115191, г. Москва, ул. Б. Тульская, 52, Институт риска и Безопасности

    P.S. В заключении хотелось бы выразить свою благодарность в издании книги Кучеренко Станиславу. Герцена "разбудили" декабристы, меня "разбудил" Станислав, за что я ему благодарен от всей души :-)
Публикация материалов возможна при ссылке на http://gochs.info
© Кульпинов Сергей 2003