Концепция нового научного журнала «Научные и образовательные проблемы гражданской защиты»
Действующая версия страницы размещена здесь > >
    Э.Г. Мирмович, к.ф.-м.н., доцент
Научный редактор журнала
Академия гражданской защиты МЧС России
 
В статье приводятся взгляды автора на концепцию настоящего издания, рассматриваются его  направления и рубрики,  обсуждается проблема формирования научных школ в области гражданской защиты и безопасности. Проблематика данной статьи может служить содержательной основой для выбора и разработки учебных, учебно-методических, научно-исследовательских и диссертационных работ вузовского и послевузовского уровней непрерывного образования.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: фундаментальные проблемы, научные школы, гражданская защита, комплексная безопасность, образование, инновации.
 
CONCEPT OF THE MAGAZIN "SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL PROBLEMS OF CIVIL PROTECTION" AND SHAPING THE SCIENTIFIC SCHOOLS AS INNOVATION FACTOR TO SAFETY
E. Mirmovich
 
The glances of the author happen to in article on concept persisting publishing, they are considered its directions and rubrics, is discussed problem of the shaping the scientific schools in the field of civil protection and safety.
 
Автором задуман и реализован проект создания периодического издания с высокопрофессиональным содержанием, максимальной корреляцией между публикуемыми в нем материалами и паспортами специальностей образовательного и диссертационного стандартов в такой отрасли человеческой деятельности, какой стала безопасность жизнедеятельности и защита населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
.Вы пущено 6 номеров журнала небольшим тиражом. На  их примере отрабатывались все элементы технологии рождения нового научного издания, включая электронную версию. Поэтому во втором номере мы повторим некоторые из наиболее значимых положений, чтобы концепция журнала не теряла свои «красные нити».
Прежде всего, в настоящем журнале в рамках раздела-рубрики «Фундаментальные   проблемы гражданской защиты» фундаментальным аспектам науки о гражданской защите и статьям этого направления, обсуждаемого ниже, всегда находится место.
Как хорошо известно, любая фундаментальная теория основывается на первичных, не требующих дополнительных доказательств положениях. Таковыми могут быть аксиомы, фундаментальные принципы и законы, основные законодательные акты в форме конституций, кодексов, стандартов, подзаконные акты, управляющие решения в форме приказов и распоряжений и др. Все они могут пересматриваться или корректироваться.
Обновление и даже пересмотр концептуальных основ жизнедеятельности естественно-научного и социального характера, нормативно-правовой базы управленческих решений заставляют нас корректировать весь набор, спектр и детализацию нашей технологической деятельности в рамках фундаментальной триады Человек-Природа-Общество на планете вообще и в области обеспечения максимально возможной безопасности жизнедеятельности в частности.
В журнале совершенствованию нормативной правовой базы гражданской защиты будет отводиться место в приоритетном порядке.
Основная формула всей нашей деятельности в области обеспечения комплексной безопасности состоит в следующем:
Наука должна добиваться максимальной заблаговременности и высокой точности прогнозов природных и техногенных источников чрезвычайных ситуаций, органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям всех уровней обязаны повышать оперативность, иначе, минимизировать суммарное время реагирования на чрезвычайные ситуации любого происхождения, а образование – готовить высококвалифицированных специалистов на основе постоянного обновления содержания и совершенствования методов обучения за счет научно-образовательной продукции, вырабатываемой наукой и практикой.
Развитие цивилизации, которое осуществляется за счет объединения и синергетического взаимодействия творческой деятельности человека и природных ресурсов, накладывает на эту деятельность определенные условия и ограничения. Главным необходимым условием в этом процессе является минимизация потребления природных ресурсов и загрязнения окружающей среды вредными отходами производства продуктов потребления для обеспечения нормальной и безопасной жизнедеятельности человека. Этим мы сможем избежать необратимых, негативных последствий истощения первичного источника поддержания и развития любого социума и цивилизации в целом. Примерами нарушения такого необходимого условия могут служить нижеследующие факты.
Мы декларируем «не затрагивать жизненные интересы и перспективы развития будущих поколений», а всё «устойчивое развитие» и все неустойчивости на планете связаны с безудержным, безответственным опустошением недр, сжиганием органического топлива (и органического материала, вообще) и выжиганием живительного кислорода, непродуманным и не до конца просчитанным по возможным локальным и глобальным последствиям. Не является трудностью доказать, что этим мы «грабим» будущие поколения.
Одним из важнейших направлений, например, в этой области можно считать необходимость государственной и общественной поддержки в приоритетном порядке предприятий по переработке любых отходов промышленного производства во вторичные ресурсы или полуфабрикатную продукцию потребления.
Неоднозначно трактуемая и двояко воспринимаемая «глобализация» приводит к огромным социальным потрясениям. Существование независимо от нас надсуверенитетных проблем типа астроблем, истощения общепотребляемых невозобновляемых ресурсов в атмосферной, гидросферной и литосферной средах и их загрязнение отходами нашей деятельности – это один объективно существующий вариант расшифровки этого термина. Вызывающая же протесты во всем мире глобальная американизация, агрессивное насаждение идеологии потребительского общества и практики однополярного мира, сговор государств т.н. «золотого миллиарда» – это его другая трактовка. Именно по этой причине каждые 10–12 лет в экономике (и политике, соответственно) возникают кризисные явления.
Для самоподдерживаемого, синергетического развития общества необходимо соблюдение неких, достаточных в математическом смысле условий. Их формулировке, теоретическом обосновании и технологической реализации и должны служить Наука и Образование, их неразделимое взаимозависимое и плодотворное «неразлучное» функционирование.
Толкование роста количества чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения за счет устаревшей и несовершенной техники в качестве приоритетного аргумента приводило к недооценке негативных аспектов т.н. человеческого фактора. А ведь именно он является по-настоящему основной причиной наших техногенных бедствий.
 
Единомышленники – не те, кто думают одинаково, а те, кто думают об одном и том же.
 
Наш журнал предназначен, прежде всего, для поддержки функционирования и развития существующих научных школ и формирования путем объединения новых научных школ в области гражданской защиты. При этом в существующих научных школах не всегда эффективно выполняются основные (необходимые, по терминологии математического анализа) функции, присущие истинным научным школам – генерирующие (производство новых научных знаний) и «инкубаторские» (выращивание нового поколения ученых, компетентных в области решения данной научной проблемы, и остающихся в этом объединении).
Особое предпочтение будет отдаваться разработкам в таких комплексных и актуальных областях научно-прикладных исследований, как безопасность в чрезвычайных ситуациях, гражданская оборона и формирование ее нового облика, местная оборона в муниципальных образованиях. Публикации работ по этим направлениям отдаётся рубрика «Проблемы предупреждения чрезвычайных ситуаций».
Инновационным технологиям и исследованиям в области решения задач спасательного направления и ликвидации ЧС, а точнее, её наиболее прямых и особо выраженных последствий, посвящается раздел «Прикладные проблемы и технологии гражданской защиты и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Особенно тепло редакция настроена к участию в работе журнала в качестве авторов педагогов. Для них вводится отдельный раздел «Образовательные проблемы и дистанционное обучение (учебно-методические разработки)», в котором  преподаватели всех образовательных учреждений МЧС России, а также входящих в состав курируемых Академией в рамках Учебно-методической комиссии 60 вузов смогут обмениваться своими инновациями, новыми результатами в своей педагогической практике, теоретическими и практическими разработками в области подготовки профильных специалистов. Вполне возможно, что в электронной версии этот раздел может быть расширен до уровня «Преподавательской», иначе, виртуального учебно-методического кабинета со своим «форумом» заочного взаимообмена.
По мере выпуска последующих номеров будут корректироваться основные и вводиться по заявкам авторов дополнительные рубрики. Но нам уже ясно, что в научном журнале нужны такие разделы, как «Симпозиумы и конференции», «Краткие сообщения и дискуссии», «”Сайт” диссертационного совета», «Новости науки и техники», в дальнейшем – «Молодые учёные» или «Приглашение в науку», возможно, со своей молодёжной редакцией.
В опубликованных в журнале работах представлены целые направления исследований сотрудников Академии, которые могли бы стать отправными пунктами для диссертационных исследований адъюнктов, аспирантов и выпускников АГЗ МЧС России, а, следовательно, могут быть опубликованы в настоящем журнале.
Далее будут также корректироваться редакционные и издательские аспекты, форма взаимных отношений между авторами и редакционной коллегией, уточняться и пополняться составы редакционного совета и редакционной коллегии. Будут решаться вопросы подписки и распространения, издания электронной версии – полной копии настоящего журнала на одном из порталов МЧС России, Академии или/и в виде отдельного сайта в Интернете.
Все вышесказанное представляется концепцией и нишей для содержания настоящего журнала как эффективного инструмента консолидации и развития инновационной стороны работ по обеспечению комплексной безопасности населения и территорий, информационной базой для научных исследований вообще и диссертационных исследований в частности, дипломных и курсовых работ  в профильной области национальной и гражданской безопасности.
 
Выводы.
Таким образом, в целях повышения эффективности подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации, научного уровня и совершенствования образовательного процесса в Академии гражданской защиты МЧС России создан научный журнал «Научные и образовательные проблемы гражданской защиты» с разделами, посвященными фундаментальным и прикладным исследованиям, а также образовательным проблемам, включая дистанционное обучение, в области обеспечения комплексной безопасности. Концепция журнала и направленность его деятельности определены в публикациях первых его шести выпусков. В настоящее время журнал признан МЧС России, получил подписной индекс 10587 в Объединённом каталоге «Пресса России», проходит становление в системе отечественного и мирового цитирования, и ссылки на авторов, чьи работы опубликованы в этом журнале, все чаще появляются в научной литературе и Интернете.
Публикация материалов возможна при ссылке на http://gochs.info
© Кульпинов Сергей 2003