Инструкция по охране труда для водителя пожарного автомобиля, старшего водителя пожарного автомобиля
Действующая версия страницы размещена здесь > >
Введение.
    1.1 Настоящая Инструкция определяет систему мероприятий, направленных на создание условий, обеспечивающих безопасность здоровья, работоспособность личного состава ГПС при выполнении служебных обязанностей.
    1.2 Действие Инструкции распространяется на личный состав подразделений ГПС работающий по профессиям водитель пожарного автомобиля, старший водитель пожарного автомобиля, старший механик пожарной части.
    1.3 В основу инструкции положены требования Правил по охране труда в подразделениях государственной противопожарной службы МВД России, утвержденных приказом № 285 - 96г. и Наставления по технической службе Государственной противопожарной службы МВД России утвержденном приказом № 34 - 96г.
Раздел 1. Общие положения.
    2.1. Личный состав подразделений ГПС допускается к несению караульной службы в подразделениях ГПС и работе на пожаре в установленном порядке после прохождения обучения в объеме специального первоначального обучения, сдачи зачетов (экзаменов) по пройденным дисциплинам и Правилам по охране труда.
    2.2 Руководство и ответственность за организацию охраны труда возлагается:
  • в органах управления ГПС - на руководителей этих органов;
  • в профильных учреждениях - на начальников соответствующих учреждений; 
  • в подразделениях ГПС - на начальников подразделений;
  • в караулах - на начальников караулов;
  • при работе на пожаре - на оперативных должностных лиц на пожаре, обеспечивающих выполнение работ на порученном участке;
  • при проведении занятий, учений, соревнований - на руководителей занятий, учений, соревнований.
    2.3. Личный состав подразделений ГПС обязан знать и применять правила личной и общественной гигиены, уметь оказывать первую доврачебную помощь себе и пострадавшим.
    2.4 Должностными лицами караула являются:
  • начальник караула;
  • помощник начальника караула;
  • командир отделения;
  • водитель;
  • диспетчер;
  • старший пожарный.
РАЗДЕЛ  2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ НЕСЕНИИ КАРАУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ.
    2.1 При смене караула пожарные автомобили и ПТВ в установленном порядке принимаются заступающим на дежурство личным составом  подразделений ГПС.
    2.2 При смене караула запуск двигателей производится только после осмотра и приема ПТВ и оборудования, а также после присоединения газоотвода к выхлопной трубе двигателя.
    2.3 Уход за пожарными автомобилями, ПТВ осуществляется ежедневно личным составом подразделения ГПС в установленное распорядком дня время.
    2.4. Личный состав подразделений ГПС обязан при несении службы на постах и в дозорах на охраняемых предприятиях строго соблюдать объектовые, а также цеховые правила по охране труда и производственной санитарии.
РАЗДЕЛ  3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ОСНОВНЫХ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

3.1 Требования безопасности при выезде и следовании к месту вызова (пожара).
    3.1.1 Сбор и выезд по тревоге караула обеспечивается в установленном порядке. По сигналу “Тревога” личный состава караула прибывает к пожарным автомобилям, при этом автоматически должно включаться освещение в караульном помещении и гараже. Запрещается бросать на путях следования одежду, предметы обихода и т.п.
    3.1.2 При использовании  спускового столба каждый обязан выдерживать необходимый интервал, следить за спускающимся впереди и не задевать его ногами. При спуске по столбу не следует касаться незащищенными частями рук его поверхности, а спустившись, быстро отойти от столба.
    3.1.3 Движение пожарного автомобиля разрешается только при закрытых дверях кабин и дверцах кузова. Посадка считается законченной тогда, когда личный состав караула занял свои места в автомобиле и закрыты двери кабины.
    При этом запрещается:
  • подавать команду на движение пожарного автомобиля до окончания посадки личного состава караула;
  • нахождение в пожарных автомобилях посторонних лиц.
    3.1.4 Для предупреждения городского транспорта и населения о выезде пожарных автомобилей из гаража, необходимо использовать специальные светофоры.
    3.1.5 При выезде из гаража и следовании к месту вызова водитель обязан включить специальные звуковую и световую сигнализации. Воспользоваться приоритетом движения он может только убедившись, что ему уступают дорогу.
    3.1.6 Начальник караула или руководитель подразделения ГПС, выехавшие во главе караула к месту вызова, обязаны обеспечивать выполнение водителем Правил дорожного движения (ПДД). Ответственность за безопасное движение пожарного автомобиля несет водитель.
    3.1.7 Запрещается пользование специальными звуковым сигналом при следовании автомобиля не на пожар и при возвращении в подразделение ГПС.

3.2 Требования безопасности при проведении боевого развертывания.
    3.2.1 В целях обеспечения мер безопасности при боевом развертывании установку пожарных автомобилей и оборудования производить на безопасном расстоянии от места пожара так, чтобы они не препятствовали расстановке прибывающих сил и средств. От недостроенных зданий и сооружений, а также от других объектов, которые могут обрушиться на пожаре, пожарные автомобили необходимо устанавливать на расстоянии, равном не менее высоты этих объектов.
    3.2.2 При проведении боевого развертывания запрещается:
  • подавать воду в незакрепленные рукава до выхода ствольщиков на исходные позиции или подъема на высоту (вертикальные рукавные линии должны крепиться из расчета не менее одной рукавной задержки на каждый рукав);
  • подавать воду в рукавные линии следует постепенно, повышая давление, чтобы избежать падения ствольщиков и разрыва рукавов.
    3.2.3 Подачу огнетушащих веществ проводить только по приказанию оперативных должностных лиц на пожаре или непосредственных начальников.
  • При использовании пожарного гидранта  его крышку  открывать специальным крючком или ломом. При этом следят за тем, чтобы крышка не упала на ноги.
    3.2.4 При прокладке рукавной линии с рукавного и насосно-рукавного пожарных автомобилей (АР, АНР) водитель должен контролировать скорость движения (не более 10 км/ч), а пожарный следить за исправностью световой и звуковой сигнализации, надежно фиксировать двери отсеков АР, АНР.
    3.2.5 При наматывании рукавов на рукавную катушку, он должен  держаться за поручни барабана, не допуская повреждения рук, следить за надежной фиксацией рукавной катушки.
    3.2.6 При использовании пневмосистемы подъемного механизма укладки рукавов АР,  необходимо обеспечивать давление в тормозной системе не менее 0,55 МПа.
    3.2.7 При погрузке скаток рукавов в АР запрещается превышать предел грузоподъемности (100 кг) подъемного механизма (не более 2-х скаток рукавов).
    3.2.8 При перевозке использованных рукавов на крыше АР, ограждающие приспособления (деревянные трапы и поручни) должны быть надежно закреплены в поднятом положении.
    3.2.9 Запрещается устанавливать пожарные автомобили поперек проезжей части дороги. Остановка на проезжей части улицы, дороги, при создании помех для движения транспортных средств допускается только по приказу оперативных должностных лиц, или начальника караула. При этом на пожарном автомобиле должна быть включена аварийная световая сигнализация.
  • Для безопасности в ночное время стоящий пожарный автомобиль освещают бортовыми, габаритными или стояночными огнями.

3.3 Требования безопасности при ликвидации  горения.
    3.3.1 В помещениях (на участках), где применяются или могут выделяться (при ликвидации горения или  аварии) сильнодействующие отравляющие вещества, работу осуществляеть только в специальных защитных комплектах, изолирующих противогазах и в специальной резиновой обуви. Для снижения концентрации паров необходимо орошать объемы помещений (участков) распыленной водой.
    3.3.2 Водителям (мотористам) при работе на пожаре запрещается без команды оперативных должностных лиц перемещать пожарные автомобили (мотопомпы), производить какие-либо перестановки автолестниц и автоподъемников, а также оставлять без надзора автомобили, мотопомпы и работающие насосы.
    3.3.3 При ликвидации горения подвижного состава на электрифицированном участке подача воды и пены допускается только после снятия напряжения с контактной сети и воздушных линий и их заземления установленным порядком.
    3.3.4 После окончания работ по тушению пожаров на предприятиях с наличием ядохимикатов личный состав подразделений ГПС, принимавший участие в боевых действиях, подлежит медицинскому обследованию, проходит санитарную обработку и осуществляет дегазацию техники.
    3.3.5 При работе с пожарным лафетным стволом необходимо подавать воду в рукавную линию, обеспечивающую его работу, только убедившись в полной готовности ствольщика и подствольщика.
    3.3.6 При ликвидации горения в помещении с электроустановками, находящихся под высоким напряжением, во взрывоопасных зданиях, а также в подземных сооружениях метрополитена, запрещается самовольно проводить какие-либо действия по обесточиванию электролиний и электроустановок, а также примененять огнетушашие вещества до получения, в установленном порядке, письменного разрешения от администрации предприятия на тушение пожара.
    3.3.7 При тушении пожаров в случае радиационных аварий допускается облучение, превышающее установленные основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз), в течение определенного норматива времени и в пределах, определенных санитарными нормами и правилами.
    3.3.8 Планируемое повышенное облучение в случаях радиационных аварий, допускается один раз за период  их жизни при добровольном их согласии и предварительном информировании о возможных дозах облучения и риске для здоровья. Облучение не должно превышать более чем в 10 раз среднегодового значения основных гигиенических нормативов облучения для работников (персонала) предприятия,  использующие  источники ионизирующего излучения.
    3.3.9 Пожарная техника, по возможности, должна устанавливаться со стороны неповрежденных стен, или зданий, которые могут служить экраном от ионизирующих излучений.
    3.3.10 После ликвидации пожара на предприятии, где имелись в наличии радиоактивные вещества, необходимо пройти диспансеризацию в специализированном медицинском учреждении. Дезактивация пожарной техники, вооружения и имущества производится на специальных обмывочных пунктах.
    3.3.11 Оперативные должностные лица могут допустить отступления от установленных требований, изложенных в пунктах настоящей инструкции, только в том случае, когда их безусловное выполнение не позволяет оказать помощь людям, находящимся в беде, предотвратить угрозу взрыва (обрушения) или распространения пожара, принимающего размеры стихийного бедствия.

3.4 Выполнение специальных работ  на  пожаре.
    3.4.1 К управлению автолестницами и автоподъемниками допускаются водители, прошедшие курс обучения по соответствующей программе и получившие удостоверение на право работы на автолестнице (автоподъемнике). Подготовка автолестницы (автоподъемника) к работе и порядок работы осуществляется в соответствии с инструкцией завода изготовителя и настоящих Правил.
    3.4.2 Водители, допустившие перерыв в работе на автолестнице (автоподъемнике) больше года, проходят обучение и аттестацию в установленном порядке.
    3.4.3 Установка автолестницы производить у здания на расстоянии, обеспечивающем выдвижение колен в пределах допустимого угла наклона.
    3.4.5 Выдвижение автолестницы производить на 1,0-1,5 метра выше карниза кровли (площадки, ограждения и т.п.). После выдвижения на заданную длину, автолестница должна быть посажена на замыкатели (где они имеются), а двигатель выключен.
    3.4.6 Водители автолестниц и автоподъемников при работе на пожарах (учениях, занятиях) должны работать в касках.
    3.4.7 При работе на автолестнице (автоподъемнике) водитель обязан:
  • соблюдать и требовать от работающих на них соблюдения требований инструкции по эксплуатации автолестницы (автоподъемника);
  • не допускать, особенно в зимнее время, пролив воды (пены) на колена лестницы (стрелу подъемника);
  • производить пуск гидронасоса при температуре воздуха ниже -10оС плавными кратковременными освобождениями педали муфты сцепления, а при устойчивых оборотах двигателя педаль отпустить;
  • оставлять включенными, при кратковременных перерывах в работе, гидронасос и двигатель;
  • при перемене места работы, колена лестницы (стрелы автоподъемника) укладываются в транспортное положение, опоры поднимаются, рессоры разблокируются, коробка отбора мощности отключается;
  • при использовании автолестницы (автоподъемника) в качестве крана, колена (стрелы) должны быть сложены. Максимальная величина груза вместе с массой таля не должна превышать величины, допускамой заводом - изготовителем. Применяемые при работе стропы должны быть испытаны и иметь маркировку.
    3.4.8 Подъем (спуск) людей при не прислоненной вершине автолестницы и угле наклона до 500  разрешается только одному человеку, при угле свыше 500 - одновременно не более двух человек. По прислоненной лестнице личный состав подразделений ГПС может перемещаться цепочкой с интервалом не менее 3 м, а при переносе тяжестей массой 100-120 кг - с интервалом не менее 8 метров, при этом необходимо передвигаться не в такт, чтобы не возникло резонансных колебаний лестницы.
    3.4.9 Площадка, где устанавливается автолестница (автоподъемник), должна иметь уклон не более 60, твердое покрытие или твердый грунт. При установке на мягком грунте под опорные диски подкладываются специальные подкладки, входящие в комплект автолестницы (автоподъемника).
    3.4.10 При работе пожарного ствола, закрепленного на вершине лестницы, должны выполняться требования:
  • лестницу выдвигать на длину не более 2/3 ее полной длины при угле подъема не более 750;
  • рукавную линию прокладывать по середине лестницы и надежно крепить к ступеням рукавными задержками;
  • подачу и прекращение подачи воды в рукавную линию осуществлять плавно, без резких колебаний, давление у ствола должно быть не менее 0,4 Мпа.
  • необходимо помнить, что пожарный ствол, установленный на конце лестницы, выходит за сферу действия предохранительного устройства, защищающего автолестницу от столкновения с препятствием, и таким образом исключает срабатывание предохранительного устройства.
    3.4.11 При выполнении специальных работ (подъем, спуск) на высоту для спасания и защиты людей, имущества, сосредоточения необходимых сил и средств, подачи огнетушащих веществ и иных работ) с помощью автолестницы (автоподъемника) запрещается:
  • устанавливать автолестницы (автоподъемники) на крышке люков, колодцев и т.п., а также ближе 2,0 - 2,5 метров от середины опорных дисков выдвинутых выносных опор до обрывов, котлаванов, каналов и т.п.;
  • устанавливать и работать на автолестнице (автоподъемнике) на расстоянии ближе 30 метров от крайнего провода высоковольтной линии электропередачи;
  • прокладывать по коленам автолестницы (стрелам автоподъемника) электрические кабели и телефонные провода;
  • выключать автомат бокового выравнивания при выдвигании лестницы;
  • выходить за пределы поля движения при работе с ручным приводом;
  • производить регулировку предохранительного клапана повышения рабочего давления в гидросистеме во время работы автолестницы (автоподъемника);
  • работать на автолестнице (автоподъемнике) при скорости ветра больше 10 м/с, а также при нахождении людей под поднятой люлькой или коленами;
  • работать ручными и лафетными пожарными стволами из люльки автоподъемника при нахождении в ней более 2-х человек;
  • касаться коленами (стрелой) воздушных электрических и радиотрансляционных сетей при работе и уборке автолестницы (автоподъемника);
  • производить какие-либо движения автолестницы (автоподъемника) механическим или ручным способами, если на них находятся люди;
  • оставлять без надзора автолестницы (автоподъемник) с поднятыми коленами.
 
РАЗДЕЛ 4.   ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К  ПОЖАРНОЙ ТЕХНИКЕ И ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ВООРУЖЕНИЮ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ.

4.1 Требования безопасности при обслуживании и эксплуатации  пожарной техники.
    4.1.1 Пожарная техника, пожарные защитные костюмы и индивидуальное снаряжение, состоящие на вооружении подразделений ГПС должны обеспечивать безопасность личного состава подразделений ГПС при несении службы пожарной охраны, тушении пожаров, занятий и т.п. Эксплуатация их в неисправном состоянии запрещается.
    4.1.2 Техническое состояние пожарных автомобилей должно отвечать требованиям инструкций заводов-изготовителей. Безаварийная и безопасная работа обеспечивается своевременным и квалифицированным их обслуживанием водителями и мотористами, которые несут ответственность за исправное состояние закрепленных за ними автомобилей, спецузлов и агрегатов.
    4.1.3  Двери кабины водителя и боевого расчета, а также дверцы отсеков кузова пожарных автомобилей должны быть снабжены автоматически запирающимися замками, надежно удерживаться в закрытом и фиксироваться в открытом положениях. Дверцы должны быть оборудованы устройством, подающим сигнал на щит приборов кабины водителя об их открывании. Дверцы, открывающиеся вверх, должны фиксироваться на высоте, обеспечивающей удобство и безопасность обслуживания.
    4.1.4 Доступ к оборудованию, инструменту и пультам управления, размещенным в отсеках и на платформах пожарных автомобилей, должен быть безопасным. Крыши и платформы таких автомобилей должны иметь настил с поверхностью, препятствующей скольжению, и высоту бортового ограждения у крыш кузовов не менее 100 мм.
    4.1.5 С целью постоянного содержания  автолестниц (автоподъемников) в исправном состоянии, приказом начальника подразделения ГПС назначается ответственный для осуществления контроля за безопасной эксплуатацией автомобиля.
    4.1.6 Осмотр пожарных автомобилей производится закрепленными за ними водителями при заступлении на боевое дежурство.
    4.1.7  На автолестницах с лифтами не реже 1 раза в месяц проверяется работоспособность ловителей кабины лифтов. Осмотр грузозахватных приспособлений должен производиться лицом, ответственным за их исправное состояние в соответствии с временным регламентом по обслуживанию данных узлов, результаты проверки ловителей кабины лифта и осмотра вспомогательных грузозахватных приспособлений оформляются в установленном порядке.
  • Результаты технического освидетельствования автолестниц (автоподъемников) записываются в формуляр пожарного автомобиля лицом произведшим освидетельствование.
  • При первичном освидетельствовании этой записью подтверждается, что автолестница (автоподъемник) находятся в исправном состоянии, произведено ее техническое обслуживание.
    4.1.8 К управлению пожарными автомобилями и работе со спецагрегатами допускаются водители, прошедшие специальную подготовку и получившие свидетельство установленного образца, выданное квалификационной комиссией УГПС (ОГПС).
    К работе на мотопомпах допускаются лица, прошедшие подготовку мотористов пожарных мотопомп и получившие свидетельство установленного образца.

4.2 Требования безопасности при Техническом обслуживании пожарной техники.
    4.2.1 При ТО пожарных автомобилей на пожаре водитель обязан:
  • устанавливать пожарный автомобиль на расстояние безопасное от воздействия огня (теплового излучения) и не ближе 1,5 - 2,5 м от задней оси до водоисточника;
  • не допускать резких перегибов на всасывающих рукавах, при этом всасывающая сетка должна быть полностью погружена в воду и находиться ниже уровня воды (не ниже 200 мм);
  • смазывать при работе насоса через каждый час его подшипники и сальники (поворотом на 2-3 оборота крышек колпачковых масленок при открытых краниках);
  • проверять, не подтекает ли вода через соединения и сальники насоса, выкидные вентили, а также из системы охлаждения двигателя (основной и дополнительной), а также масло из двигателя коробки передач и коробки отбора мощности и жидкость из узлов и систем гидравлических приводов;
  • следить чтобы температура воды в системе охлаждения двигателя была 80-95 оС, а также за давлением масла в двигателе. При средних оборотах последнего давление должно быть не менее 2,0 кг/см2;
  • промыть чистой водой в случае подачи пены все внутренние полости насоса и проходные каналы пеносмесителя;
  • открыть краники и выпустить воду из рабочей полости насоса, после чего краники закрыть.
    4.2.2 ТО по возвращении с пожара (учения) проводится закрепленным за автомобилем водителем и личным составом караула под руководством старшего водителя на посту технического обслуживания  подразделения ГПС.
    4.2.3 С наступлением холодов напорные патрубки и сливные краники насоса держать открытыми, закрывая их только при работе насоса и проверке его на "сухой" вакуум.
    4.2.4 ТО пожарной техники производится в помещениях или постах, обеспеченных естественной и принудительной вентиляцией. При этом должны выполняться следующие требования:
  • все крепежные и регулировочные операции (ТО-1 и ТО-2) необходимо выполнять в последовательности , указанной в технологических картах;
  • последовательность выполнения обязательного объема работ должна исключать возможность одновременной работы сверху и снизу у того или иного узла (агрегата) автомобиля;
  • после установки пожарного автомобиля на смотровой канаве на рулевом колесе укрепляют табличку "Двигатель не запускать - работают люди". Перед выездом или съездом с канавы, эстакады, напольного подъемника необходимо убедиться в отсутствии предметов или людей на пути движения автомобиля. При установке автомобиля на пост технического обслуживания следует затормозить его стояночным тормозом, выключить зажигание, включить низшую передачу в коробке передач, под колеса положить не менее двух упоров (башмаков);
  • при поднятии (вывешивании) одного колеса (оси) радом с домкратом ставится упор, а под колеса другого моста ставятся "башмаки". Перед началом обслуживания на механизме управления подъемником вывешивают табличку "Не трогать - под автомобилем работают люди". Запрещается поднимать или вывешивать пожарный автомобиль за буксирные крюки.
  • во избежание его самопроизвольного вывешивания под раму гидравлического подъемника подставляют регулируемые по высоте упоры - штанги.
    4.2.5 Для определения необходимости в обслуживании или ремонте пожарного автомобиля, агрегата, механизма или прибора применяют нормативные значения диагностических параметров.
    4.2.6 К работе на диагностических стендах с приспособлениями и приборами допускаются операторы, имеющие соответствующий допуск для работы на них, прошедшие специальный инструктаж по охране труда и изучившие правила эксплуатации диагностического оборудования.
    4.2.7 Пульты управления, аппаратные шкафы, блоки барабанов, роликов и другое электротехническое оборудование поста диагностики должны быть надежно заземлены.
    4.2.8 Перед ремонтом, техническим обслуживанием или монтажом узлов с электрооборудованием со стендов необходимо снимать (отключать) напряжение.
    4.2.9 При подготовке к работе необходимо проверить крепление всех узлов и деталей; наличие, исправность и крепление защитных ограждений и заземляющих проводов; исправность подъемных механизмов и других приспособлений; достаточность освещения рабочего места и путей движения пожарного автомобиля.
    4.2.10  Во время работы стендов запрещается:
  • работать при снятых защитных кожухах, щитах, ограждениях;
  • открывать пульт управления, доводить частоту оборотов вращения ротора электрической машины выше допустимого значения.
    4.2.11 Пожарные автомобили при проведении диагностики устанавливаются и закрепляются на стенде только оператором. Закрепление пожарного автомобиля на стенде осуществляется фиксирующим устройством и башмаками, которые подкладываются под оба передних или оба задних колеса. Во время работы пожарного автомобиля на стенде, отработанные газы из глушителя пожарного автомобиля должны принудительно отводиться через местный отсос с помощью накидного шланга через газоотвод или бесшланговым отсосом. Выезд пожарного автомобиля со стендов осуществляет оператор при опущенном пневмоподъемнике или застопоренных барабанах. При этом датчики приборов должны быть отключены и сняты с агрегатов. Заборник отработанных газов должен быть отведен в сторону.
    4.2.12 Один раз в месяц необходимо открывать люки, крышки электрических машин и продувать сжатым воздухом контактные кольца, щетки и щеткодержатели для удаления меднографитовой пыли. В конце смены следует обесточить стенд рукояткой блок - предохранитель - рубильник, закрыть краны топливных баков, топливомеров, перекрыть вентиль подачи сжатого воздуха.
    4.2.13 При длительных перерывах в работе необходимо слить топливо из стеклянных расходомеров и резиновых трубопроводов.
    4.2.14 При стендовом диагностировании запрещается:
  • находиться в смотровой канаве и стоять на пути движения пожарного автомобиля в момент заезда его на стенд и съезда со стенда;
  • работать на стенде без полной фиксации пожарного автомобиля;
  • находиться посторонним лицам в смотровой канаве во время диагностирования пожарного автомобиля, стоять на беговых барабанах (роликах);
  • касаться вращающихся частей трансмиссий пожарного автомобиля и тормозной установки во время работы стендов;
  • вскрывать задние стенки пультов управления и регулировать устройства и приборы стенда при включенном рубильнике электроснабжения;
  • производить диагностирование пожарных автомобилей при неисправном электрооборудовании стенда;
  • производить диагностирование на ходу пожарного автомобиля при неподключенном заборнике отработанных газов и выключенной приточно-вытяжной вентиляции;
  • включать различного рода соединительные муфты до полной остановки электротормозного стенда и беговых барабанов и разливать или разбрызгивать бензин при подключении прибора для замера расхода топлива;
  • производить контроль диагностических параметров, связанных с раскруткой проверяемого пожарного автомобиля на стенде, без оператора за рулем пожарного автомобиля.
    4.2.15 Недопустимо испытание тормозных механизмов на ходу внутри помещения. Для их испытания необходима специально выделенная площадка или стенд, на котором:
  • работа двигателя проверяется при включенном тормозе и нейтральном положении рычага переключения передач (при этом включается вентиляция и используются газоотводы);
  • операцию по регулировке сцепления на пожарных автомобилях с карбюраторными двигателями должны выполнять двое работающих, один из которых должен проворачивать коленчатый вал с помощью пусковой рукоятки;
  • труднодоступные точки на пожарном автомобиле следует смазывать с помощью наконечников, соединенных с пистолетами гибкими шлангами или наконечников с шарнирами.
  • при проверке уровня масла в агрегатах для освещения следует применять только переносные лампы. Применять для этой цели открытый огонь запрещается.
  • при ТО разрешается пользоваться только исправным и соответствующим своему назначению инструментом.
    4.2.16 При проведении ТО запрещается:
  • наращивать ключи другими ключами или трубками, использовать прокладки между зевом ключа и гранями болтов и гаек, ударять по ключу при отвертывании или завертывании;
  • применять рычаги или надставки для увеличения плеча гаечных ключей;
  • выбивать диски кувалдой, производить демонтаж колеса путем наезда на него автомобилей и т.п.;
  • обслуживание трансмиссии при работающем двигателе;
  • работать на станках и оборудовании без их заземления;
  • пользоваться электроинструментом с неисправной изоляцией токоведущих частей или при отсутствии у них заземляющего устройства;
  • выполнять какие-либо работы на пожарном автомобиле, вывешенном только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях и т.д.);
  • подкладывать под вывешенный пожарный автомобиль диски колес, кирпичи, камни и другие посторонние предметы;
  • производить работу без специальных упоров (козлов), предохраняющих от самопроизвольного опускания пожарного автомобиля или его отдельных частей, при работах, требующих поднятия пожарного автомобиля с помощью домкратов, талей и прочих подъемных механизмов;
  • выполнять техническое обслуживание пожарного автомобиля при работающем двигателе, за исключением случаев проверки регулировки двигателя и тормозов.
    4.2.17 При крепежных операциях необходимо пользоваться преимущественно накидными или торцевыми ключами, а в труднодоступных местах при ограниченном угле поворота целесообразно использование ключей с трещетками (храповым механизмом). Не следует вращать ключи вкруговую, так как возможны их срывы.
    4.2.18 Шиномонтажные работы производить только специальным съемником в предназначенном для этого месте. Накачивание смонтированной шины производить в специальном ограждении или с применением других устройств, предохраняющих выскакивание замочного кольца и разрывы покрышки, что может нанести травму производителю работ.
    4.2.19 При работах, связанных с проворачиванием коленчатого и карданного валов, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания, а рычаг коробки передач установить в нейтральное положение, освободить рычаг стояночного тормоза, а после их выполнения затянуть стояночный тормоз и вновь включить низшую передачу.
    4.2.20 На агрегатно-механическом участке для выполнения монтажно-демонтажных работ при ремонте агрегатов используют стенды, соответствующие своему назначению. Корпуса электродвигателей, станков и оборудования, а также пульты управления надежно заземляют.
    4.2.23 При снятии и постановке рессор необходимо предварительно разгрузить их путем поднятия рамы и установки ее на козлы. Подъемники и домкраты испытываются служащими (рабочими), за которыми они закреплены, один раз в 6 месяцев статической нагрузкой больше предельно допустимой по паспорту на 10 %  в течение 10 мин с грузом в верхнем крайнем положении. У гидравлических домкратов падение давления жидкости к концу испытания не должно быть более 5 %. Все результаты испытаний заносятся в журнал испытаний  ПТВ.

4.3 Требования безопасности предъявляемое к пожарно-техническому вооружению.
    4.3.1 Ответственность за своевременное и качественное техническое обслуживание ПТВ, испытание возлагается на руководителей подразделений ГПС и закрепленных водителей.
    4.3.2 ПТВ размещается в пожарном автомобиле по рекомендациям завода- изготовителя так, чтобы оно надежно крепилось, легко снималось и исключало возможность получения травм при его снятии и укладке.
    4.3.3 Исправность определяется при ТО, испытаниях, а также при каждом приеме заступающим караулом. Запрещается эксплуатация ПТВ в неисправном состоянии.
    4.3.4 ТО производится с целью обеспечения их постоянной технической готовности и безопасной эксплуатации, предупреждения возникновения неисправностей, их выявления и своевременного устранения;

РАЗДЕЛ  5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К ОБЪЕКТАМ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ.

5.1 Требования безопасности предъявляемые к гаражу (помещениям пожарной техники и техобслуживания)
    5.1.1 Запрещается стоянка в гараже автомобилей, не предусмотренных штатами подразделения ГПС, а также зарядка аккумуляторных батарей, применение открытого огня, отдых личного состава подразделений ГПС в пожарных автомобилях, заправка автомобилей ГСМ, а также их  хранение.
    5.1.2 Для обеспечения постоянной боевой готовности пожарных автомобилей, они  должны находиться  в  закрытом, отапливаемом гараже с температурой не ниже +12 оС. После каждого выезда на пожар или учебное занятие пожарные автомобили должны быть очищены, протерты.
    5.1.3 Боевая одежда и снаряжение каждого пожарного укладываются отдельно на специально оборудованные стеллажи с фиксирующимися в открытом положении дверцами или тумбочки. Стеллажи (тумбочки) с боевой одеждой личного состава караула должны располагаться у стены за пожарными автомобилями. Допускается размещать их сбоку пожарных автомобилей, если расстояние от стеллажа (тумбочки) до автомобиля составляет не менее 1,5 м.
    5.1.4  На посту ТО необходимо иметь:
  • защитные очки, резиновые перчатки, фартуки, брезентовые рукавицы для работы на оборудовании и с электролитом;
  • первичные средства пожаротушения;
  • стенд с приказом руководителя подразделения ГПС о допуске лиц для работы на станках (после сдачи ими зачетов по охране труда) и список лиц, допущенных к работе на станках, инструкцией по охране труда и пожарной безопасности;
  • медицинскую аптечку.
    5.1.5 На посту ТО пожарных автомобилей запрещается:
  • загромождать ворота, тамбуры, проходы к пожарным кранам и иным водоисточникам, местам расположения пожарного инвентаря и оборудования;
  • держать открытыми отверстия топливобаков автомобиля;
  • мыть детали ЛВЖ и ГЖ;
  • держать легковоспламеняющиеся и горючие вещества в количествах, превышающих сменную потребность;
  • хранить легковоспламеняющиеся и горючие вещества в неметаллической посуде без плотно закрывающихся крышек;
  • заправлять пожарные автомобили топливом, а также ремонтировать пожарные автомобили при просачивании топлива из бака без предварительного его слива.
 
5.2 Требования безопасности предъявляемые к аккумуляторной.
    5.2.1 Щелочь, кислота, дистиллированная вода, используемые в аккумуляторной, необходимо хранить раздельно в стеклянной плотно закрытой посуде.
    5.2.2 На всех сосудах с электролитом, дистиллированной водой и нейтрализующими растворами должны быть сделаны соответствующие надписи (указаны наименования).
    5.2.3 При работе с кислотными аккумуляторными батареями необходимо:
  • использовать переносные электролампы напряжением до 36 В. Шнур лампы должен быть заключен в шланг;
  • производить переливание кислоты только посредством специального сифона;
  • осуществлять приготовление электролита в специально отведенном помещении в свинцовой, фаянсовой или эбонитовой ваннах, при этом серную кислоту необходимо вливать в дистиллированную воду, помешивая раствор;
  • производить перевозку и переноску бутылей с серной кислотой и электролитом в корзинах или деревянных клетях.
  • транспортировку аккумуляторных батарей разрешается производить только на специальных тележках. По окончании работ в аккумуляторной необходимо тщательно вымыть с мылом лицо и руки.
    5.2.4 Запрещается:
  • приготавливать электролит в стеклянной посуде, лить дистиллированную воду в серную кислоту, работать с кислотой без предохранительных очков, резиновых перчаток, сапог и резинового передника;
  • входить в аккумуляторную с открытым огнем, курить;
  • устанавливать в аккумуляторной выключатели, предохранители и штепсельные розетки, а также выпрямительные устройства, мотор-генераторы, электродвигатели и т.д.;
  • пользоваться в аккумуляторной электронагревательными приборами (электрическими плитками и т.д.);
  • проверять аккумуляторные батареи коротким замыканием клемм;
  • хранить и принимать пищу и питьевую воду в помещении аккумуляторной.
 
5.3  Склады ГСМ, пенообразователя и порошка.
    5.3.1 Заправку пожарных автомобилей ГСМ производить только при помощи шлангов от бензоколонок или автозаправщиков. Заправка из канистр, ведер и других емкостей запрещается.
    5.3.2 Во время заправки пожарных автомобилей личный состав подразделений ГПС должен находиться вне кабины машины. Заправка должна производиться при помощи насосов или мерной емкости, в специально оборудованных для этого местах, избегая пролива нефтепродуктов или их подтекания. Все пролитые нефтепродукты должны быть засыпаны песком (опилками) и немедленно убраны.
    5.3.3 Площадка для заправки пожарных автомобилей должна иметь твердое покрытие из противостоящих воздействию нефтепродуктов и масел материалов. Уклон площадки должен быть не менее 0,02 м, но не более 0,04 м.
    5.3.4 Особую осторожность необходимо проявлять при работе с этилированным бензином, способным вызывать тяжелые отравления. Запрещается использовать его для мойки рук, деталей, чистки одежды, всасывать бензин и продувать трубопроводы и приборы системы питания ртом. Перевозить и хранить бензин только в закрытой таре с надписью "этилированный бензин - яд". Пролитый бензин удалять с применением песка, опилок, хлорной извести или теплой воды. Участки кожного покрова, на которые попал этилированный бензин, промываются керосином, а затем теплой водой с мылом. Запрещается оставлять порожнюю тару из под топлива и смазочных материалов в помещениях для обслуживания автомобилей.
    5.3.5 Заправку пожарного автомобиля пенообразователем производить в защитных очках (щитках для защиты глаз). Для защиты кожных покровов использовать рукавицы и непромокаемую одежду. С кожных покровов и слизистой оболочки глаз пенообразователь смывается чистой водой или физиологическим раствором (2 % раствор борной кислоты).

РАЗДЕЛ 6  ПОРЯДОК  И СРОКИ ИСПЫТАНИЯ НАСОСОВ ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И МОТОПОМП.
    6.1 Насосы пожарных автомобилей и мотопомп необходимо испытывать при каждом техническом обслуживании N 2 (после пробега 5000 км, но не реже одного раза в год) по методике, изложенной в Наставлении по технической службе ГПС МВД России. При испытании должны выполняться следующие условия:
  • перед началом испытаний необходимо проверить, что установка насосов и монтаж трубопроводов произведен в соответствии с требованиями сопроводительной технической документации на пожарный автомобиль;
  • вентили, задвижки, сливные краны водопенных коммуникаций пожарного автомобиля должны быть в исправном состоянии, легко закрываться и открываться. Проверяется исправность системы смазки уплотнителей насосов. Течи в местах соединений и органов управления не допускаются;
  • частота вращения вала насосов пожарных автомобилей не должна превышать номинальную (указанную в технической документации) более чем на 5%;
  • подпор во всасывающем патрубке насосов не должен превышать 4,0 кг с/см2 (0,4 МПа), а для насосов с уплотнением вала пластичной набивкой 8,0 кг с/см2 (0.8 МПа).
  • напор на выходе из насоса пожарного автомобиля не должен быть более 11,0 кг с/см2 (1,1 МПа).
  • герметичность при вращающемся рабочем колесе проверяется гидравлическим давлением, создаваемым самим насосом на режиме номинальных оборотов;
  • пуск насосов пожарных автомобилей и мотопомп должен производиться при полностью закрытых задвижках на напорных патрубках;
  • запуск насосов пожарных машин, оборудованных газоструйной вакуумной системой, производится только после появления воды в вакуумном кране;
  • при обнаружении неисправности в период проведения проверок насос пожарной машины немедленно выключается. Дальнейшие испытания проводятся после устранения неисправностей.
Публикация материалов возможна при ссылке на http://gochs.info
© Кульпинов Сергей 2003