Основные факторы определяющие развитие гражданской обороны в современных условиях
Действующая версия страницы размещена здесь > >
1.1. Военно-стратегические основы
    В современных условиях угроза прямой военной агрессии в традиционных формах против Российской Федерации снижена, уменьшилась вероятность развязывания крупномасштабной войны, в том числе ядерной.
Вместе с тем сохраняются, а на отдельных направлениях усиливаются потенциальные внешние и внутренние угрозы безопасности Российской Федерации. Получают распространение локальные войны и вооруженные конфликты.
    Особую опасность представляют расширение границ военных блоков в ущерб военной безопасности Российской Федерации, международный терроризм, создание и функционирование на территории России незаконных вооруженных формирований, распространение ядерного и других видов оружия массового уничтожения и средств его доставки.
    В перспективе можно ожидать, что получат распространение нетрадиционные виды противоборства, при которых поставленные политические, экономические и иные цели будут достигаться через информационные, психологические, экономические и другие виды борьбы. Эти виды борьбы не исключают возникновения реальных угроз для жизни и здоровья населения.

Основными общими чертами современных войн являются:
  • влияние на все сферы жизнедеятельности населения воюющих сторон;
  • широкое использование непрямых, неконтактных и других (в том числе нетрадиционных) форм и способов действий, дальнего огневого и электронного поражения;
  • активное информационное противоборство;
  • стремление сторон к дезорганизации системы государственного управления;
  • применение новейших высокоэффективных (в том числе на новых физических принципах) систем вооружения;
  • применение аэромобильных сил, десантов и войск специального назначения;
  • поражение объектов тыла, экономики, коммуникаций на всей территории страны;
  • катастрофические последствия поражения (разрушения) предприятий энергетики (в том числе атомной), химических и других опасных производств, инфраструктуры, объектов жизнеобеспечения;
  • вероятность эскалации вооруженной борьбы, расширения масштабов и спектра применения средств, включая оружие массового уничтожения.

Наиболее вероятными целями поражения объектов тыла будут являться:
  • в первую очередь - пункты управления, узлы связи, теле- радиоцентры, транспортные узлы, мосты;
  • во вторую очередь - порты, аэропорты, космодромы, насосные станции магистральных трубопроводов, склады госрезервов, АЭС; ГЭС и ТЭС;
  • в третью очередь - подстанции ЛЭП, склады ГСМ, нефтебазы, нефтеперерабатывающие и нефтехимические производства, предприятия оборонного комплекса, цветной и черной металлургии, химические заводы, предприятия машиностроения, объекты коммунального хозяйства.

    Анализ военно-стратегической обстановки показывает, что сохраняется необходимость мероприятий гражданской обороны на длительную перспективу. В настоящее время на первое место выходят проблемы защиты населения и критически важных объектов от высокоточного обычного оружия. В то же время, учитывая вероятность применения оружия массового уничтожения, при организации  и подготовке мероприятий по защите населения необходимо предусматривать дополнительные меры по снижению возможных потерь в ядерных конфликтах.
    В связи с высокой вероятностью поражения жизненно важных объектов особую актуальность наряду с защитой населения приобретает задача по обеспечению жизнедеятельности населения в военное время.

1.2. Социально-экономические факторы
Современная социально-экономическая обстановка в России характеризуется следующими основными процессами:
  • заметным оживлением экономики;
  • устойчивым укреплением рубля;
  • положительной динамикой важнейших макроэкономических показателей;
  • ростом инвестиций в основной капитал;
  • улучшением финансирования государственных расходов.
  • Вместе с тем позитивные тенденции в социально-экономической сфере еще не приняли фундаментального, устойчивого характера. Имеется ряд серьезных проблем следующего порядка:
  • низкий потенциал существенно устаревшей технико-технологической базы промышленного производства;
  • нестабильная ситуация в сельском хозяйстве, особенно в животноводстве;
  • высокий уровень вывоза капитала;
  • зависимость от уровня мировых цен на энергоносители;
  • высокий уровень бедности и социального неравенства.
    Мировые тенденции к глобализации значительно обострили проблему конкурентоспособности России. В случае проигрыша в конкурентной борьбе Россия теряет потенциал к устойчивому развитию.
    Ассигнования, выделяемые на оборонные нужды, в том числе и на гражданскую оборону,  не отвечают потребностям и не позволяют перевести  материально-техническую базу на новый качественный уровень.
    Уровень социально-экономического развития тесно связан с уровнем природно-техногенной безопасности.
  С одной стороны,  происходит укрепление гражданской обороны, повышение эффективности функционирования Российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Государственной противопожарной службы, что ведет к снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций, более эффективной ликвидации их последствий. С другой стороны, в России продолжают сохраняться  негативные тенденции в области чрезвычайных ситуаций, сложившиеся в конце XX века. Остаются и основные предпосылки для чрезвычайных ситуаций, к которым относятся:
  • увеличивающиеся антропогенные воздействия на окружающую природную среду;
  • износ производственных фондов;
  • падение уровня технологической и производственной дисциплины;
  • влияние глобальных природных процессов и др.
    В целом на территории России в первом десятилетии XXI века может сложиться напряженная обстановка по чрезвычайным ситуациям.
    Особую угрозу приобретает активизация деятельности террористических групп, которые имеют целью дестабилизировать обстановку в государстве, создать в обществе очаги социальной напряженности.
Характерными чертами опасностей и угроз в начале XXI века будут следующие:
  • комплексный характер опасностей и угроз, который проявляется во все более четко прослеживающейся взаимозависимости природных, техногенных, террористических и экологических катастроф;
  • увеличивающийся масштаб последствий чрезвычайных ситуаций;
  • появление чрезвычайных ситуаций специфического характера (на специальных объектах, в закрытых для большей части общества сферах деятельности, в детских учреждениях и т.д.)
  • появление новых нетрадиционных видов опасностей (в информационной сфере, новых видов заболеваний, терроризм, астероидная опасность, потепление климата и др.).
    На территории России будет продолжаться тенденция увеличения чрезвычайных ситуаций природного характера.
    Природные бедствия будут носить все более синергетический характер, выражающийся в том, что одно природное явление  вызывает целую цепочку других, порою более катастрофических процессов.
    Рост количества природных катастроф - в условиях увеличения плотности техносферы существенно повышает вероятность того, что в зону риска природных катастроф  будут вовлечены территории, насыщенные сложными инженерными сооружениями (АЭС, химические предприятия и др.).
    С учетом усложнения самой техногенной сферы и повышения ее потенциальной опасности следует прогнозировать высокую вероятность возникновения крупных техногенных чрезвычайных ситуаций.
    Можно ожидать проявления новых крупномасштабных актов терроризма.
    Не исключается возникновение очагов социальной напряженности в связи с угрозой техногенных чрезвычайных ситуаций на системах и объектах жизнеобеспечения населения.

    В результате можно сделать вывод о том, что еще длительный период времени ресурсные возможности государства не будут соответствовать необходимому уровню финансового и материального обеспечения гражданской обороны. В то же время риски возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций в мирное время обязывают поддерживать высокий  уровень готовности сил и средств гражданской обороны.
Гражданская оборона должна эффективно функционировать не только в военное, но и в мирное время при возникновении  чрезвычайных ситуаций.

1.3. Общественно-политические факторы
    Общественно-политическая обстановка в стране в настоящее время характеризуется ускоряющимся процессом по укреплению государственности. Предпринимаются активные меры по противодействию попыткам со стороны деструктивных сил расколоть территориальную целостность России.
    Осуществляется административная реформа органов государственного управления, в ходе которой изменяется структура федеральных органов исполнительной власти.
    Идет процесс разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оптимизации деятельности территориальных органов федеральных органов  исполнительной власти.

Происходящие процессы обуславливают необходимость уточнения сфер ответственности между МЧС России и субъектами Российской Федерации в области защиты  населения в мирное и военное время и пожарной безопасности, создания новых  договорных отношений, исходя из принципов сотрудничества и взаимной ответственности за осуществление  совместной деятельности, невмешательства в исключительную компетенцию друг друга.

1.4. Основные тенденции развития гражданской обороны ведущих зарубежных стран
    В конце ХХ - начале XXI столетия под влиянием изменившихся военно-политических и военно-стратегических факторов в большинстве ведущих зарубежных стран выявились определенные общие тенденции в области развития гражданской обороны.
    Если в недалеком прошлом гражданская оборона развивалась в рамках военных постулатов и военных доктрин, причем она рассматривалась как один из важнейших стратегических факторов безопасности, то в настоящее время в связи с изменением военно-политической обстановки, она приобретает скорее социальное звучание, чем оборонное.
    Гражданская оборона все больше отходит от военной организации государств. На первое место стала выходить гуманитарная сторона ее мероприятий.
    Вместе с тем, речь не идет о полной «девоенизации» гражданской обороны. Ее связь с оборонными мероприятиями остается.
    Происходит процесс перераспределения прав, ответственности, расходов в области гражданской обороны между федеральными органами и органами управления и организациями на местах. Повышается ответственность местных органов власти.
    В связи с тем, что полностью покрыть все расходы на гражданскую оборону из федерального бюджета даже очень богатой стране не представляется возможным, принимаются меры по распределению этих расходов на федеральный, местный уровень и частный сектор.
    Характерным является процесс интеграции управления в области обеспечения безопасности государства, который касается и гражданской обороны.
    За последние годы произошли изменения в концептуальных основах государственной политики в области гражданской обороны.
    Одним из основных направлений реформирования гражданской обороны за рубежом является расширение ее задач и функций, переориентация ее сил и средств на действия не только в военное, но и в мирное время.
    Мероприятия гражданской обороны на военное время планируются и подготавливаются в первую очередь исходя из условий региональных войн с применением высокоточного обычного оружия. Однако вероятность применения оружия массового уничтожения полностью не исключается.
  Силы и средства гражданской обороны активно привлекаются к  защите населения и ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций в мирное время, включая акции технологического терроризма на транспорте и производстве.
    Системы гражданской обороны становятся более мобильными, позволяющими осуществлять маневр силами и средствами в короткие сроки.
  Руководство государств стремится сделать гражданскую оборону нормальной составной частью общественной жизни, когда каждый гражданин призван принимать  участие в мероприятиях гражданской обороны.

Из анализа зарубежного опыта развития  гражданской  обороны следует, что гражданская оборона большинства стран становится все более гибкой общественной системой социальной направленности, способной действовать как в условиях военного, так и мирного времени. Эффективность гражданской обороны достигается через участие всех слоев общества и государственных структур в проведении и подготовке ее мероприятий.

1.5. Гражданская оборона в вооруженных конфликтах конца ХХ - начала XXI вв.
    В ходе вооруженных конфликтов подтвердилось, что укрытие населения в защитных сооружениях в условиях современных войн остается наиболее эффективным способом защиты. При этом следует отметить, что высокоточные современные средства поражения способны разрушить практически любые заглубленные защитные сооружения. В связи с этим развертывание массового строительства дорогостоящих убежищ со сверхнадежной защитой нецелесообразно по экономическим соображениям. В большинстве случаев,  упрощенные защитные сооружения могут обеспечить приемлемую защиту людей. Следует также учитывать, что наличие  укрытий позволяло не только обеспечить физическую защиту, но и поддерживать морально-психологическое состояние людей.
    Основными целями  поражения являлись критически важные объекты для жизнедеятельности государства и населения. После массового вывода из строя таких объектов в Югославии  окончательно была сломлена воля населения к сопротивлению.
    Выявилась высокая уязвимость пунктов управления (в том числе и защищенных) от высокоточного оружия и действий диверсионно-разведывательных групп. В связи с этим особое значение приобретают вопросы не столько повышения физической защиты ПУ, сколько создание условий для дублирования, скрытности и мобильности системы управления.
    Массовая эвакуация населения не проводилась. Однако отмечался большой неорганизованный поток беженцев из опасных районов. Придание этому процессу организованного характера, предусмотрение мер по размещению, медицинскому и бытовому обслуживанию, обеспечению питанием беженцев становится одной из актуальных задач гражданской обороны в современных войнах.
Возникающие очаги поражения, как правило, не носили масштабного характера, поэтому для проведения спасательных и аварийных работ не требовалось привлечения большого количества спасательных сил. Более эффективными являлись действия мобильных, хорошо оснащенных небольших подразделений.
    В условиях применения современных средств наведения оказалась крайне низкой эффективность мероприятий по световой маскировке городов и объектов.

    Опыт вооруженных конфликтов показывает, что мероприятия гражданской обороны в современных условиях сохраняют свою актуальность. Они приобретают более локальный, целенаправленный, прикладной характер. Смещаются акценты в формах и методах защиты населения, обеспечения его жизнедеятельности.

1.6. Выводы:
    В современных условиях и на перспективу сохраняется актуальность мероприятий гражданской обороны. В определенной мере их значение  для  выживания государства в военное время повышается, так как,  не обеспечив должную защиту критически важных объектов и населения, нельзя говорить не только о победе в современной войне, но и о сохранении самого государства.
    Изменившийся характер военных действий, новые средства  вооруженной борьбы требуют новых подходов и методов решения задач гражданской обороны.
    Учитывая реальные экономические возможности государства, гражданская оборона должна быть более рациональной и эффективной с точки зрения расходов на ее мероприятия и выбора приоритетов в развитии.
    Силы и средства гражданской обороны должны иметь высокую готовность к участию в мирное время в защите населения от чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.
 
Публикация материалов возможна при ссылке на http://gochs.info
© Кульпинов Сергей 2003