Гражданская оборона Российской Федерации в начале XXI века
Действующая версия страницы размещена здесь > >
2.1. Развитие гражданской обороны Российской Федерации в конце ХХ - начале ХХI вв.

    Начиная с начала 90-х годов происходил процесс реформирования гражданской обороны, обусловленный новой военно-политической и социально-экономической обстановкой. Процесс этот продолжается. Однако уже сейчас можно говорить о некоторых особенностях «нового облика» гражданской обороны.
    В таблице 1 отражены происшедшие изменения за период с 1990 по 2005 год в условиях функционирования гражданской обороны, ее организационной структуре и содержании ее мероприятий.
Таблица 1
Происшедшие изменения  в условиях функционирования  гражданской
обороны и содержании ее мероприятий
Происшедшие изменения  в условиях функционирования гражданской обороны и содержании ее мероприятий
    В целом можно сделать вывод о том, что за последнее десятилетие в России  сформировался «новый» облик гражданской обороны, в значительной мере отличающийся от гражданской обороны 80-х годов ХХ века.

    2.2. Состояние гражданской обороны Российской Федерации и основные проблемы

    В целом в настоящее время состояние гражданской обороны можно охарактеризовать как обеспечивающее выполнение основных задач в условиях современных войн. Этот вывод обуславливается с одной стороны - снижением вероятности возникновения крупномасштабной войны с применением оружия массового уничтожения, что существенно повышает реальные возможности по защите населения, с другой - своевременным принятием мер по сохранению потенциала гражданской обороны советского периода.
    В настоящее время сформирована основная нормативная правовая база в области гражданской обороны.
    Осуществляется комплекс мер по поддержанию требуемого уровня готовности систем гражданской обороны.     Созданы на новой основе единые органы управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности.
   Сформированы группировки сил гражданской обороны в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
   Оптимизирован состав и структура войск гражданской обороны, улучшается их техническое оснащение, повышается уровень их боевой готовности.
  Сформирована и функционирует система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, в состав которой в настоящее время входят более 7 тыс. учреждений различных федеральных органов исполнительной власти.
    Существенную роль в повышении готовности гражданской обороны сыграло создание Российской системы  предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, силы и средства которой позволяют более эффективно решать задачи  гражданской обороны.
    Приоритетное внимание в последние годы уделяется вопросам повышения уровня защищенности населения.
    С учетом современных требований проводится реконструкция системы централизованного оповещения населения.
    Спланированы и осуществляются в соответствии с действующими нормативными правовыми и методическими документами мероприятия по инженерной, радиационной, химической и медицинской защите населения.
    Проводится обучение населения и подготовка руководящего состава, специалистов и формирований. В этих целях широко применяются современные обучающие методики и технические средства.
    Вместе с тем в состоянии гражданской обороны Российской Федерации имеется ряд нерешенных проблем.
    В связи с  изменившимися основными экономическими принципами хозяйствования, требуется дальнейшее совершенствование механизмов финансирования мероприятий гражданской обороны на территориальном, муниципальном и объектовом уровнях и в частном секторе
    Более быстрыми темпами должен идти процесс интеграции трех существующих в настоящее время структур в области гражданской безопасности - гражданской обороны, РСЧС и Государственной пожарной службы.
    Происходящая в стране административная реформа обуславливает  необходимость уточнения организационных основ гражданской обороны, более четкого распределения сфер ответственности в области гражданской обороны.
    Требует дальнейшего совершенствования работа по разграничению полномочий предметов ведения и полномочий в области гражданской обороны между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. При этом должна обеспечиваться необходимая централизация управления мероприятиями гражданской обороны.
    В связи с внесенными изменениями в Федеральный закон «О гражданской обороне» назрела необходимость разработки нормативных правовых документов, регулирующих вопросы создания территориальных аварийно-спасательных формирований, а также порядок их оснащения и материально-технического обеспечения в мирное и военное время. Актуальной также является задача по формированию правового механизма реализации требований в области гражданской обороны и разработке нормативных документов по установлению порядка осуществления специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций в области гражданской обороны.
    В силу сложившихся социально-экономических обстоятельств недостаточными темпами идет техническое перевооружение сил ГО и наращивание материально-технической базы гражданской обороны (накопление фонда защитных сооружений, средств индивидуальной защиты, средств жизнеобеспечения и др.)
    Требуется дальнейшее совершенствование технических систем управления и оповещения населения, модернизация средств связи и использование оптико-волоконной техники и спутниковых систем связи нового поколения.
    Назрела необходимость разработки более совершенных средств индивидуальной защиты, средств наблюдения и лабораторного контроля.
    Необходимы новые конструктивно-планировочные решения для создания простейших укрытий и эффективного освоения подземного пространства городов.
    Требует дальнейшего совершенствования оперативная подготовка органов управления и сил гражданской обороны. Методы проведения командно-штабных учений, тренировок и тактико-технических занятий должны учитывать новые условия функционирования гражданской обороны. Длительное время не проводятся опытно-исследовательские учения, потребность в которых в новых изменившихся условиях  велика. В связи с их отсутствием не представляется возможным проверить новые теоретические наработки.

    Вывод: Несмотря на объективные трудности в стране сохранилась достаточно эффективная система защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

    2.3. Государственная политика в области гражданской обороны

    Государственную политику в области гражданской обороны определяет Президент Российской Федерации.
    Целью государственной политики в области гражданской обороны является создание в стране условий, обеспечивающих в военное время и при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах предотвращение или максимальное снижение потерь и ущерба, сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения.
    Основными задачами государственной политики в области гражданской обороны в современных условиях являются:
  • обеспечение реализации полномочий федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны, осуществления эффективного управления и координации их деятельности в данной сфере;
  • проведение мер по организации и ведению гражданской обороны, по защите населения, материальных и культурных ценностей, по сохранению объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
  • совершенствование нормативно-правовой базы в области гражданской обороны с учетом современных требований, в том числе в области противодействия новым видам опасностей и угроз для Российской Федерации, включая терроризм;
  • формирование эффективного механизма выполнения положений законодательных, нормативных правовых и иных актов, а также реализации специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций в области гражданской обороны;
  • международное сотрудничество в целях предотвращения военной опасности, кризисов и конфликтов посредством тесного взаимодействия в рамках Международной организации гражданской обороны, а также с соответствующими органами иностранных государств.
    В соответствии с «Основами единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2010 года», утвержденными Президентом Российской Федерации 5 января 2004 года,  гражданская оборона как составная часть системы национальной безопасности и обороноспособности страны должна быть готовой:
  • выполнять задачи при любых вариантах развертывания военных действий и крупномасштабных террористических актов, в том числе в условиях массированного применения противником современных и перспективных средств поражения. При этом основное внимание должно уделяться готовности к действиям в условиях локальных и региональных войн с применением различных видов оружия,
  • принимать участие в защите населения и территорий в условиях крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах.
    В мирное время основными задачами гражданской обороны являются: создание органов управления гражданской обороны, подготовка сил гражданской обороны, обучение населения, поддержание в готовности, модернизация и дальнейшее развитие средств защиты, планомерное накопление ресурсов, необходимых для выполнения мероприятий гражданской обороны, создание условий для оперативного развертывания системы защитных мероприятий, сил и средств в угрожаемый период, проведение комплекса подготовительных мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
    В случае крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах силы и ресурсы гражданской обороны могут привлекаться для выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
    В период нарастания военной угрозы (в угрожаемый период)
до объявления мобилизации основной задачей гражданской обороны является выполнение комплекса спланированных мероприятий, направленных на повышение готовности органов управления гражданской обороны, сил гражданской обороны, а также организаций - исполнителей мобилизационных заданий и создаваемых на период военного времени специальных формирований к переводу на организацию и состав военного времени, а федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций - к переводу на работу в условиях военного времени. С объявлением мобилизации на гражданскую оборону возлагается выполнение всего объема мероприятий по переводу ее оргштатной структуры с мирного на военное время в установленные сроки.
    В военное время основными задачами гражданской обороны являются проведение комплекса мероприятий, обеспечивающих максимальное сохранение жизни и здоровья населения, материальных и культурных ценностей, повышение устойчивости экономики в условиях применения противником современных и перспективных средств поражения, в том числе оружия массового поражения.
    Основными направлениями государственной политики в области гражданской обороны в настоящее время являются:
  • развитие нормативно-правовой базы;
  • совершенствование систем управления и оповещения;
  • повышение эффективности защиты населения, материальных и культурных ценностей;
  • развитие сил гражданской обороны; обучение населения, подготовка руководящего состава;
  • обеспечение сохранения объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
  • формирование и развитие  системы научных знаний в области гражданской обороны;
  • развитие международного сотрудничества в области гражданской обороны.
  • Государственная политика в области гражданской обороны реализуется в ходе деятельности государства во внешнеполитической, экономической, оборонной и иных сферах, а также  посредством разработки и выполнения целевых и научно-технических программ, планов мероприятий по совершенствованию и развитию гражданской обороны, скоординированных с мобилизационными планами  экономики и государственным оборонным заказом.

    Наличие единой государственной политики в области гражданской обороны позволяет целенаправленно осуществлять деятельность государства по подготовке к ведению  гражданской обороны с учетом реально сложившихся условий, создает  благоприятные возможности для ее дальнейшего совершенствования.
Публикация материалов возможна при ссылке на http://gochs.info
© Кульпинов Сергей 2003