Основы организации современной гражданской обороны
Действующая версия страницы размещена здесь > >
3.1. Основные принципы и особенности организации гражданской обороны в современных условиях
    Исходя из вышеизложенного, можно выделить принципиальные основы организации гражданской обороны в начале XXI века.
1. Организация и ведение гражданской обороны является одной из важнейших функций государства
2. Защите от военных опасностей подлежит все население страны
3. Гражданская оборона должна быть готовой к активному участию в мероприятиях по защите  населения  от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также  террористических проявлений.
4. Гражданская оборона организуется  и строится, в первую очередь, на вариант войны с применением обычного высокоточного оружия с возможной эскалацией ее в войну с ограниченным применением ядерного оружия.
    Вариант массированного применения ядерного оружия вряд ли целесообразно рассматривать как реальный вариант действий, так как в этом случае поражающие факторы затронут и нападающую сторону
    В этих условиях основными целями гражданской обороны будут являться:
в локальных войнах с обычным оружием - обеспечить максимальную защиту населения и критически важных объектов, способствовать достижению победы государства;
в войнах с ограниченным применением ядерного оружия - способствовать выживанию государства, оказывать эффективную помощь пострадавшему населению, обеспечить его жизнедеятельность;
в войнах с массированным применением ядерного оружия - способствовать восстановлению  государства и экономики в возможно короткие сроки.
5. Гражданская оборона должна  строиться не как изолированная система, а в общем комплексе с  системой мобилизационной подготовки, системой защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, системой обороноспособности страны.
    Только в этом случае можно будет достичь поставленных  перед ней целей.
6. Основной способ защиты населения, материальных и культурных  ценностей - укрытие в защитных сооружениях, вспомогательный - эвакуация. При этом кардинальным образом меняется тип защитных сооружений, их тактико-технические данные, порядок накопления фонда защитных сооружений, а также  порядок организации и проведения эвакомероприятий.
7. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется в мирное время - в плановом порядке в пределах  объемов выделенных средств; в угрожаемый период - в ускоренном порядке на основе мобилизационных планов; в период  начала и ведения  боевых действий - в максимально короткие сроки с привлечением всех возможных средств и ресурсов.
8. Финансирование мероприятий гражданской обороны на паритетных началах осуществляют государство, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления, частный сектор, граждане в порядке, установленном  специальным законом.
9. Выбор приоритетов в подготовке и финансировании  мероприятий гражданской обороны осуществляется на основе важности этих мероприятий для выполнения поставленных целей,  а также на основе критерия «затраты-эффективность».
10. Руководство и управление гражданской обороной осуществляется на основе  централизации в принципиальных вопросах организации и строительства гражданской обороны с предоставлением широкого круга полномочий  субъектам РФ в сфере подготовки и ведения гражданской обороны.
11. Гражданская оборона в силу своей специфики является предметом  совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.
Характерными особенностями  гражданской обороны в настоящее время и на перспективу являются:
1. Обеспечение готовности для решения задач военного времени достигается  через готовность сил и средств ГО к решению задач мирного времени.
2. Переход от прикрытия мобильными силами объектов к прикрытию территорий.
3. Создание двухуровневой системы защиты населения - на федеральном уровне и на местном уровне.
4. Гражданская оборона стала более социально направленной системой в отличие от былой строго оборонной направленности.
5. Более активное участие общественности и населения в целом в мероприятиях ГО. «Гражданская оборона - дело каждого гражданина».
6. Более быстрая адаптация к обстановке и любому изменению хода событий.
 
3.2. Законодательно-нормативные основы гражданской обороны
  За последние 10 лет в Российской Федерации проведена большая работа по созданию законодательно - нормативных основ для функционирования гражданской обороны в новых условиях.
    Принят Федеральный закон «О гражданской обороне», который в настоящее время претерпел существенные изменения в результате принятия Федерального закона от 22.08.04 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
    Президентом Российской Федерации утверждены «Основы единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2010 года».
Разработан и принят ряд подзаконных актов, постановлений Правительства Российской Федерации.
    Активизировалась работа по разработке местных нормативных документов в субъектах Российской Федерации.
    Принципиальное значение для организации гражданской обороны имеет Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122, который внес существенные изменения в Федеральный закон «О гражданской обороне».
    Гражданская оборона стала системой мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей не только от опасностей военного времени, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и террористического характера. В связи с этим несколько расширился  смысл основных задач.
    Упразднен территориально-производственный принцип организации гражданской обороны. Это означает, что хотя гражданская оборона организуется на всей территории страны, она искусственно не разделяется  на две ветви - территориальную и производственную.
    Исключено понятие начальник гражданской обороны и положение, определяющее права начальника гражданской обороны. Это продиктовано сложившейся практикой в реализации своих полномочий в соответствии с занимаемой должностью руководителями федеральных органов исполнительной власти, главами органов исполнительной власти субъектов федерации, руководителями органов местного самоуправления, которые несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий гражданской обороны.
    Уточнена структура плана гражданской обороны: теперь он включает не только мероприятия на военное время, но и на мирное. Новое наименование плана «План гражданской обороны и защиты населения».
    Произошло более четкое распределение  полномочий в области гражданской обороны между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Если первые, в основном, организуют мероприятия гражданской обороны, то вторые их проводят в жизнь.
    Вместо довольно неопределенного понятия «гражданские организации гражданской обороны» введено понятие - «нештатные аварийно-спасательные формирования», которые создаются в организациях, имеющих  потенциально опасные  производственные объекты и эксплуатирующие  их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время. Упразднены службы гражданской обороны, вместо них должны быть созданы аварийно-спасательные службы, выполняющие задачи в области гражданской обороны.
    Определено, что государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области  гражданской обороны, т.е. МЧС России.
    Законодательно определен статус территориального органа управления МЧС России - регионального центра.
    За МЧС России закреплены специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны.
  Уточнены расходные обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по обеспечению мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
 
В целом созданная в настоящее время нормативная правовая база в области гражданской обороны отвечает современным требованиям и обеспечивает  функционирование гражданской обороны в мирное и военное время.
Вместе с тем требуется дальнейшая работа  по ее совершенствованию, особенно в части  нормативной документации, определяющей порядок выполнения отдельных задач гражданской обороны.
 
3.3. Руководство и управление
    Гражданская оборона в Российской Федерации организуется  на территории всей страны - на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях, в том числе в организациях, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности (рис.1).
Организационную основу гражданской обороны составляют:
  • руководство гражданской обороны;
  • органы управления;
  • эвакуационные органы;
  • комиссии по повышению устойчивости  функционирования экономики и организаций  в военное время;
  • органы государственного надзора в области гражданской обороны;
  • силы гражданской обороны.
    В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» руководство гражданской обороной осуществляют: в Российской Федерации - Правительство Российской Федерации, в федеральных органах исполнительной власти и организациях - их руководители, на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - соответственно главы органов исполнительной власти
Организационные основы гражданской обороны Российской Федерации
рис. 1
    Руководители перечисленных  органов и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения. Таким образом, несмотря на то, что упразднен статус начальников гражданской обороны, руководители, как и ранее, осуществляют руководство и несут полную ответственность за ее состояние.
    Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и, права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны определены Федеральным законом «О гражданской обороне» (главы II и III).
    Особые обязанности федеральных органов исполнительной власти в области гражданской обороны определяются в соответствии с Планом гражданской обороны и защиты населения, согласованным с этими органами и утвержденными Президентом Российской Федерации.
    Выписки из плана, в части их касающейся, рассылаются соответствующим федеральным органам исполнительной власти.
    Особые обязанности структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны определяют соответствующие  главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления.
Управление гражданской обороной осуществляют специальные органы управления, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.
Постоянно действующими органами управления гражданской обороны являются:
  • на федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), структурные подразделения федеральных органов исполнительной  власти;
  • на региональном уровне - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (далее региональные центры МЧС России);
  • на территориальном уровне - Главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации;
  • на местном уровне - структурные подразделения органов местного самоуправления, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны и задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • в организациях - структурные подразделения (работники), уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.
    Деятельность органов управления, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, регламентируется действующим законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, а также приказами, директивами и распоряжениями МЧС России, приказами и распоряжениями соответствующих руководителей гражданской обороны.
    В целях обеспечения совместного функционирования Главных управлений МЧС России по  субъектам Российской Федерации и администраций субъектов Российской Федерации между МЧС России и администрациями субъектов Российской Федерации заключается соглашение о передаче друг другу осуществления части своих полномочий. Эти соглашения утверждаются Правительством Российской Федерации.
    По данным соглашениям МЧС России передает, а администрации субъектов Российской Федерации принимает на себя оперативное управление Главным управлением  МЧС  в части  выполнения им полномочий по организации тушения пожаров, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Что касается полномочий в области гражданской обороны, то эти полномочия остаются за МЧС России, однако Главное управление МЧС принимает непосредственное участие в планировании, организации и проведении мероприятий гражданской обороны совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
    Оперативное управление предполагает временное (на период действия Соглашения) руководство органами управления, силами и средствами РСЧС ГПС, организацию их подготовки  и применения в режимах повседневной  деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации. При этом исключается возможность использовать оперативно подчиненные органы управления и силы не по прямому назначению, изменять организационную  структуру и переназначать руководящий состав.
    В целях финансового, материально-технического обеспечения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности, являющихся расходным обязательством субъекта Российской Федерации, создается территориальное агентство по финансовому, материально-техническому обеспечению мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных  объектах.
    Управление в области гражданской обороны на региональном и местном  уровнях осуществляется на основании директивных указаний Правительства Российской Федерации.
Основными задачами органов управления, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны являются:
  • планирование и организация выполнения мероприятий гражданской обороны и защиты населения;
  • подготовка руководящего состава в области гражданской обороны и обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • обеспечение постоянной готовности систем управления, связи и оповещения;
  • контроль за планированием эвакуационных мероприятий, накоплением фонда защитных сооружений, средств индивидуальной защиты и другого имущества гражданской обороны, организацией их хранения и содержания;
  • организация повседневного наблюдения за состоянием окружающей среды, всех видов разведки, сбор и обобщение данных обстановки;
  • оповещение населения по сигналам гражданской обороны;
  • обеспечение управления силами гражданской обороны в ходе выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • организация взаимодействия органов управления и сил, участвующих в совместном выполнении задач, в том числе с органами военного командования.
На МЧС России в области гражданской обороны возлагается:
  • разработка основных направлений развития и совершенствования гражданской обороны Российской Федерации с учетом государственных мероприятий по укреплению обороноспособности страны;
  • разработка и представление на утверждение проекта Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации;
  • организация разработки проектов федеральных законов и нормативных правовых актов в области гражданской обороны;
  • организация и обеспечение оповещения органов гражданской обороны об угрозе нападения противника;
  • подготовка для утверждения проектов нормативных документов по структуре, составу войск гражданской обороны и штатной численности военнослужащих войск гражданской обороны, а также проекта Положения о войсках  гражданской обороны;
  • организация обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий, а также вследствие этих действий;
  • осуществление методического руководства планированием гражданской обороны в субъектах Российской Федерации, министерствах, ведомствах и организациях Российской Федерации;
  • организация взаимодействия органов управления гражданской обороной с командованием военных округов (флотов) при решении задач  гражданской обороны;
  • организация и руководство силами и средствами гражданской обороны по наблюдению, прогнозированию и оценке обстановки, сложившейся на территории страны;
  • контроль за готовностью ведомственных служб наблюдения и лабораторного контроля за заражением объектов внешней среды;
  • контроль за накоплением и поддержанием в готовности защитных сооружений, индивидуальных  средств защиты, техники и специального имущества гражданской обороны;
  • разработка предложений для доклада Правительству Российской Федерации о порядке накопления, хранения и использования в целях  гражданской обороны запасов и резервов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
  • осуществление методического руководства созданием, хранением, использование и восполнением резервов материальных ресурсов для нужд гражданской обороны;
  • организация и методическое руководство мобилизационными мероприятиями гражданской обороны;
  • осуществление государственного надзора в области гражданской обороны за соблюдением требований гражданской обороны федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями;
  • осуществление контроля за выполнением задач гражданской обороны в субъектах Российской Федерации, министерствах, ведомствах и организациях, оказание им необходимой помощи;
  • осуществление мер по поддержанию сил, органов управления и средств гражданской обороны в постоянной готовности к действию;
  • осуществление функции государственного заказчика по закупкам материально-технических ресурсов для системы  гражданской обороны в рамках государственного оборонного заказа;
  • организация и проведение научно-исследовательских, опытно-конст-рукторских и испытательных работ в интересах повышения эффективности ведения аварийно-спасательных работ;
  • организация и координация научных исследований, выполняемых в целях повышения устойчивости работы объектов экономики в военное время, создания новых средств и методов  защиты населения, повышения эффективности аварийно-спасательных работ и сокращения возможных потерь, подготовка с участием федеральных министерств и ведомств Российской Федерации исходных данных для проведения этих исследований;
  • разработка с участием строительных и проектных организаций нормативных документов по проектированию и строительству защитных сооружений гражданской обороны;
  • рассмотрение и согласование в установленном порядке типовых проектов и выборочная экспертиза индивидуальных проектов защитных сооружений гражданской обороны;
  • организация и проведение совместных учений сил гражданской обороны и Вооруженных Сил Российской Федерации, а также совместных учений по гражданской обороне дружественных стран.
 
На региональные центры МЧС России возлагается:
  • координация вопросов гражданской обороны на территории региона;
  • осуществление контроля за проведением мероприятий по гражданской обороне, участие в разработке и реализации планов гражданской обороны в субъектах Российской Федерации, органах местного самоуправления на территории региона;
  • контроль за осуществлением мер в субъектах Российской Федерации, органах местного самоуправления на территории региона по поддержанию сил гражданской обороны, органов управления гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к действию;
  • организация и обеспечение оповещения подчиненных органов управления, организаций и сил гражданской обороны, органов управления субъектов Российской Федерации об угрозе нападения противника;
  • осуществление и контроль за организацией  подготовки  сил гражданской обороны, сил постоянной готовности единой государственной системы предупреждения и ликвидации  чрезвычайных ситуаций и обучением населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • осуществление  контроля за состоянием и поддержанием в состоянии постоянной готовности к использованию технических систем управления, связи и оповещения гражданской обороны и объектов гражданской обороны в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях на территории региона;
  • участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения учреждений;
  • участие в проведении мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
  • участие  в создании и содержании в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях на территории регионов в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных ресурсов;
  • организация взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на территории региона, территориальных органов министерств и иных федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации с органами управления военного округа и военно-морского флота, округа  внутренних войск МВД России, пограничного округа, ФАПСИ и общественными объединениями граждан по вопросам гражданкой обороны, ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • руководство в пределах своих полномочий подчиненными  соединениями, воинскими частями и организациями войск  гражданской обороны, поисково-спасательной службой;
  • планирование в установленном порядке применения войск гражданской обороны в соответствии с основными задачами, возложенными на них в мирное время;
  • осуществление закупок материально-технических средств для содержания соединений и воинских частей гражданской обороны, поисково-спасательной службы по утвержденной номенклатуре снабжения и  штатно-табельной  потребности;
  • обеспечение территориальных органов управления специальной связью, проведение мероприятий по сохранению сведений, составляющих  государственную и служебную тайну.
 
На Главные  управления МЧС России по субъектам Российской Федерации возлагается:
  • планирование мероприятий гражданской обороны на мирное и военное время;
  • поддержание органов управления, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, на подведомственной территории, сил и средств в постоянной готовности к решению возложенных на них задач;
  • участие в создании, совершенствовании и обеспечении постоянной готовности систем управления, оповещения и связи гражданской обороны;
  • организация мероприятий по защите населения и его первоочередному обеспечению;
  • участие в организации и проведении мероприятий по повышению устойчивости функционирования экономики на подведомственной территории  в мирное и военное время;
  • участие в организации подготовки  по гражданской обороне всех категорий населения;
  • организация и управление спасательными и другими неотложными  работами в ходе ликвидации последствий военного нападения, аварий, катастроф и стихийных бедствий;
  • организация взаимодействия с органами военного управления и войсками  при совместном выполнении  задач в мирное и военное время;
  • организация и осуществление оповещения и информирования подчиненных органов управления, сил гражданской обороны и населения о возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время, об угрозе нападения противника, о радиационном, химическом и бактериологическом  (биологическом) заражении;
  • участие в организации повседневного наблюдения и лабораторного контроля за состоянием окружающей  среды;
  • осуществление постоянного контроля за накоплением необходимого фонда защитных сооружений для населения, их содержанием, эксплуатацией, использованием в социальных целях, поддержанием их в готовности к приему укрываемых;
  • организация накопления резервов средств индивидуальной защиты, медицинских средств индивидуальной  защиты, приборов  радиационной  и химической разведки и дозиметрического контроля, средств управления, связи и оповещения, организации их хранения и содержания;
  • организация планирования эвакуационных мероприятий;
  • организация комплексной маскировки городов, муниципальных образований и объектов экономики;
  • организация разведки по обнаружению зон загрязнения и заражения на соответствующей территории;
  • организация всех видов обеспечения действий сил гражданской обороны и их взаимодействия при совместном выполнении задач;
  • использование в приоритетном порядке для связи и передачи информации государственных систем и сетей связи, транспортных средств для доставки в районы поражения и возвращение  в места постоянной дислокации  сил, средств и специальных грузов, необходимых для ведения аварийно-спасательных  работ, по согласованию с соответствующими органами  исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предприятиями. учреждениями и организациями.
 
    Для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях создаются эвакуационные органы: эвакуационные и эвакоприемные комиссии.
    Задачи эвакуационных органов, а также порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы определяются Правительством Российской Федерации.
Постоянно действующие комиссии по повышению устойчивости функционирования экономики и организаций в военное время создаются при руководителях соответствующих органов исполнительной власти, органах местного самоуправления и организациях. Задачей комиссий является организация разработки и осуществления мер по сохранению объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
В связи с упразднением  Федеральным законом № 122 от 22.08.04 г. служб гражданской обороны, традиционно входящих в организационную  систему гражданской обороны, их обязанности по гражданской обороне выполняют организации и учреждения соответствующего профиля  (органы здравоохранения, охраны общественного порядка, предприятия коммунального хозяйства и др.).
 
Эти организации и учреждения осуществляют в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения подготовку  соответствующих  сил и средств, организацию  управления мероприятиями.
Особые обязанности по гражданской обороне для этих организаций определяет глава администрации субъекта Российской Федерации на соответствующее министерство (департамент). Руководители этих организаций несут персональную ответственность за выполнение этих обязанностей. Они могут вносить предложения главам администраций о порядке привлечения в военное время или в случае  чрезвычайной ситуации дополнительных сил из профильных учреждений, непосредственно ему неподчиненных.
Для обеспечения управления гражданской обороны создается соответствующая система управления, включающая в себя органы и пункты управления, системы связи и оповещения, а также автоматизированную информационно-управляющую систему единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с учетом адаптации ее структуры и задач к условиям военного времени.
Одним из основных элементов системы управления гражданской обороной являются пункты управления, создаваемые на всех уровнях.
В целях обеспечения управления мероприятиями гражданской обороны предусматривается:
  • загородный защищенный запасный пункт управления гражданской обороны - по одному для субъектов Российской Федерации и городов, отнесенных к группам по гражданской обороне;
  • городской защищенный пункт управления гражданской обороны - по одному для субъектов Российской Федерации и городов, отнесенных к группам по гражданской обороне;
  • городской пункт управления с местами для укрытия личного состава - в каждом районе, городе и населенном пункте, не отнесенном к группам по гражданской обороне;
  • подвижный воздушный пункт управления гражданской обороны - один на каждый субъект Российской Федерации (на вертолетах, приписываемых на военное время);
  • подвижный пункт управления (на автотранспорте) - один-два на каждый субъект Российской Федерации и по одному на каждый город, район.
 
3.4. Силы гражданской обороны
В состав сил гражданской обороны входят:
  • соединения и воинские части, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны;
  • аварийно-спасательные службы и нештатные аварийно-спасательные формирования  для решения задач гражданской обороны.
Задачи, порядок подготовки и применения войск гражданской обороны определяются Положением о войсках гражданской обороны, утверждаемым Президентом Российской Федерации.
Руководство войсками гражданской обороны осуществляет Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:
  • соединениями и воинскими частями войск гражданской обороны, дислоцированными на территории регионов Российской Федерации - через региональные центры МЧС России;
  • соединениями и воинскими частями войск гражданской обороны центрального подчинения - непосредственно.
На военное время создается единая группировка войск ГО и воинских частей и подразделений ГПС, развертываемых по единой схеме   мобилизационного развертывания. При этом основная часть воинских частей и подразделений ГПС развертывается  в пожарно-спасательные части и подразделения.
Войска ГО и подразделения ГПС в основном осуществляют  прикрытие не отдельных объектов, а территорий.
Объемы мобилизационных заданий по развертыванию войск гражданской обороны и воинских подразделений на военное время должны соответствовать возможным объемам аварийно-спасательных работ в условиях современных войн и реальным возможностям государства по созданию материально-технической базы для мобилизационного развертывания.
Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований для решения задач в области гражданской обороны определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны.
Деятельность нештатных аварийно-спасательных формирований для решения задач в области гражданской обороны осуществляется по планам гражданской обороны и защиты населения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
Нештатные аварийно-спасательные формирования для решения задач в области гражданской обороны оснащаются специальной техникой и имуществом и подготовлены для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, при возникновении чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера, а также при террористических акциях, вызывающих чрезвычайные ситуации федерального и регионального характера.
Для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны могут привлекаться штатные специализированные подразделения мирного времени с учетом профессиональных задач, решаемых ими. К таким подразделениям  относятся медицинская (скорая помощь), коммунальные службы и формирования, службы охраны общественного порядка, противопожарные службы и подразделения, организации, занимающиеся материально-техническим обеспечением и т.д. Перечень таких подразделений, порядок их подготовки и задействования определяется главами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с рекомендациями МЧС России.
Для решения задач в области гражданской обороны могут привлекаться Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования.
Порядок привлечения к решению задач гражданской обороны воинских частей и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований определяется Президентом Российской Федерации.
Кроме того, для ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и очагов поражения, могут привлекаться специализированные ведомственные аварийно-спасательные формирования и организации (служба медицины катастроф, аварийно-восстановительные поезда, аварийно-техничес-кие бригады для ликвидации  аварий на  радиационных объектах и др.).
В полном объеме по решению глав  администраций субъектов Российской Федерации могут привлекаться силы и средств РСЧС и ГПС.
Примерная группировка сил гражданской обороны:
  • силы разведки и наблюдения:
         - центры и учреждения мониторинга и наблюдения;
- разведывательные подразделения войск гражданской обороны;
  • силы I эшелона:
- соединения и части войск ГО;
- подразделения ГПС;
- территориальные аварийно-спасательные службы и формирования, функционирующие в рамках РСЧС и создаваемые специально на военное время;
- нештатные  аварийно-спасательные  формирования, создаваемые на объектах;
  • силы  II эшелона: 
- привлекаемые соединения и части вооруженных сил и других войск;
- ведомственные аварийно-спасательные формирования.
В целях привлечения населения к решению задач гражданской обороны в угрожаемый период и в военное время могут создаваться дополнительные формирования гражданской обороны в порядке, определенном  Правительством Российской Федерации.
Основными задачами сил гражданской обороны являются:
  • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, борьба с пожарами, обнаружение и обозначение районов, подвергшихся  заражению (загрязнению), санитарная обработка населения, обеззараживание техники, зданий и территорий, срочное захоронение трупов;
  • проведение работ по первоочередному обеспечению населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других неотложных мер;
  • восстановление и поддержание общественного порядка в районах, пострадавших при военных действиях или вследствие этих действий;
  • розыск  пострадавших, их вывод (вывоз) из очагов поражения, оказание им первой медицинской помощи, эвакуация нуждающихся в стационарном лечении  в лечебные учреждения;
  • участие в выполнении других задач в области гражданской обороны (эвакуация населения, материальных и культурных ценностей, обслуживание убежищ, выдача средств индивидуальной  защиты, осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время).
Силы гражданской обороны в мирное время могут привлекаться для ликвидации последствий стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий, крупных аварий и катастроф, ставящих под угрозу жизнь и здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
В организациях и военных городках Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и других войск и воинских формирований задачи гражданской обороны решаются в соответствии с ведомственными положениями о местной обороне, разрабатываемыми на основе Федерального закона «О гражданской обороне», и Положения о гражданской обороне.
3.5. Государственный надзор в области гражданской обороны
В целях обеспечения защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также при ликвидации последствий террористических акций осуществляется государственный  надзор в области гражданской обороны должностными лицами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, и его территориальных органов.
Органами государственного надзора в области гражданской обороны являются:
федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны;
структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач гражданской обороны, по субъектам Российской Федерации.
Организационная структура, полномочия, задачи, функции и порядок организации и осуществления деятельности органов государственного надзора в области гражданской обороны определяются положением о государственном надзоре в области гражданской обороны, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Руководитель структурного подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, в компетенцию которого входит решение задач гражданской обороны, руководители соответствующих территориальных органов данного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач гражданской обороны, по должности одновременно соответственно являются:
главным государственным инспектором Российской Федерации по государственному надзору в области гражданской обороны;
главными государственными инспекторами субъектов Российской Федерации по государственному надзору в области гражданской обороны;
главными государственными инспекторами закрытых административно-территориальных образований по государственному надзору в области гражданской обороны.
Перечень иных должностных лиц органов государственного надзора в области гражданской обороны (государственных инспекторов) и соответствующих им прав и обязанностей по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны определяется Правительством Российской Федерации.
Указания и распоряжения вышестоящих должностных лиц органов государственного надзора в области гражданской обороны обязательны для исполнения нижестоящими должностными лицами органов государственного надзора в области гражданской обороны.
Главный государственный инспектор Российской Федерации по государственному надзору в области гражданской обороны и должностные  лица органов государственного надзора в области гражданской обороны при осуществлении надзорной деятельности имеют право:
  • организовывать разработку, утверждать самостоятельно или совместно с федеральными органами исполнительной власти обязательные для исполнения нормативные документы по гражданской обороне, а также нормативные документы, регламентирующие порядок разработки, производства и эксплуатации технической продукции гражданской обороны;
  • осуществлять государственный надзор в области гражданской обороны за соблюдением требований законодательства Российской Федерации по гражданской обороне федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;
  • вносить в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления предложения об организации выполнения мероприятий по гражданской обороне;
  • участвовать с правом решающего голоса в работе комиссий по выбору площадок (трасс) строительства, а также комиссий по приемке завершенных строительством (реконструкцией) объектов;
  • рассматривать и согласовывать градостроительную, предпроектную и проектную документацию в части соблюдения требований норм и правил в области гражданской обороны, а также при обоснованных отступлениях от действующих требований норм и правил в области гражданской обороны или при отсутствии указанных требований;
  • проводить в организациях, выполняющих проектные и проектно-изыскательские работы, выборочные проверки в части соответствия разрабатываемой ими проектной документации требованиям норм и правил в области гражданской обороны;
  • давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований в области гражданской обороны;
  • налагать в соответствии с действующим законодательством административные взыскания на граждан и юридических лиц за нарушение требований норм и правил в области гражданской обороны, а также за иные правонарушения в области гражданской обороны, в том числе за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц государственного надзора в области гражданской обороны.
 
Публикация материалов возможна при ссылке на http://gochs.info
© Кульпинов Сергей 2003