Основы подготовки государства к ведению гражданской обороны и ее ведение
Действующая версия страницы размещена здесь > >
4.1. Основы подготовки государства к ведению гражданской обороны
Мероприятия, обеспечивающие выполнение задач гражданской обороны, разрабатываются и осуществляются заблаговременно, в мирное время, с учетом развития современных средств поражения, способов их применения и угрозы терроризма, имеющихся финансовых, материальных и трудовых ресурсов.
Мероприятия, которые по своему характеру и объему не могут быть осуществлены в мирное время, должны проводиться в возможно короткие сроки в угрожаемый период, либо с началом ведения гражданской обороны.
Характер, объемы и сроки проведения мероприятий гражданской обороны определяются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями с учетом административного, экономического и оборонного значения территорий и организаций.
В целях дифференцированного подхода к определению содержания, объемов и сроков проведения мероприятий гражданской обороны по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей с учетом возможных опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, осуществляется категорирование территорий и организаций с отнесением их соответственно к группам и категориям по гражданской обороне.
Территории относятся к особой, первой, второй и третьей группам по гражданской обороне в зависимости от количества проживающего на  них населения и наличия организаций, играющих существенную роль в экономике государства или влияющих на безопасность населения.
Организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, относятся к особой важности, первой и второй категориям, в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения.
Предложения по категорированию территорий и организаций представляются главами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в МЧС России.
Предложения по категорированию территорий согласовываются с региональными  центрами  МЧС России.
Решения об отнесении территорий и организаций к группам и категориям по гражданской обороне принимаются по представлению МЧС России Правительством Российской Федерации.
Подготовка государства  к ведению гражданской обороны включает:
  • планирование мероприятий гражданской обороны;
  • создание и поддержание в готовности к использованию по предназначению систем оповещения населения об опасностях, возникающих при  ведении военных действий или вследствие этих действий, а также  при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • накопление защитных сооружений гражданской обороны для укрытия  населения и гражданского персонала организаций, поддержание их в готовности к приему укрываемых;
  • создание запасов средств индивидуальной защиты, медицинских средств индивидуальной защиты, приборов дозиметрического контроля, радиационной и химической разведки и поддержание их в готовности к применению;
  • подготовку к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
  • разработку и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
  • создание и подготовку сил гражданской обороны, и обеспечение их готовности к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • создание и развитие сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны;
  • организацию и проведение обучения населения в области гражданской обороны, подготовки руководящего состава органов управления и сил гражданской обороны;
  • подготовку необходимых условий для первоочередного  обеспечения  населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Оперативные планы гражданской обороны и защиты населения определяют организацию и порядок выполнения мероприятий при переводе гражданской обороны с мирного на военное время, в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации.
Планы гражданской обороны и защиты населения федеральных органов исполнительной власти и организаций, осуществляющих функции отраслевого управления - руководителями этих органов и организаций по согласованию с МЧС России.
Планы гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации - главами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с начальниками соответствующих региональных центров МЧС России.
Планы гражданской обороны и защиты населения муниципальных образований - руководителями этих муниципальных  образований по согласованию с начальниками (руководителями) вышестоящих органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Планы гражданской обороны и защиты населения организаций -  их руководителями по согласованию с начальниками городских (районных) вышестоящих органов  управления, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Современные системы оповещения населения включают:
  • федеральную, региональные и территориальные системы  централизованного оповещения;
  • локальные системы оповещения, создаваемые на потенциально опасных объектах.
Создание, реконструкция и содержание федеральных и региональных (в пределах федерального округа) систем централизованного оповещения финансируются за счет федерального бюджета.
Создание, реконструкция и содержание территориальных систем оповещения финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Создание, реконструкция и содержание локальных систем оповещения финансируются за счет средств организаций, на которых они создаются.
Современная система оповещения должна обеспечивать:
  • проведение как централизованного оповещения одновременно на территории  всей страны, так и регионального, местного, локального оповещения;
  • постоянную связь и взаимодействие с системами раннего обнаружения космических средств нападения и системой обнаружения воздушных средств нападения ПВО страны;
  • возможность передачи не только сигналов об опасностях, а также необходимого объема информации для населения о сложившейся обстановке и порядке поведения граждан в этих условиях;
  • возможность использования  в случае необходимости всех технических систем средств массовой информации, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности;
  • устойчивую надежную передачу сигналов об опасностях и информирование населения в условиях радиоэлектронного противодействия.
Одним из основных направлений подготовки государства к ведению гражданской обороны является создание фонда защитных сооружений.
В условиях современных войн и угроз природного и техногенного характера имеется возможность значительно расширить перечень сооружений, которые можно рассматривать  в качестве укрытий для населения, материальных и культурных ценностей.
К защитным сооружениям относятся:
  • убежища с защитными свойствами от всех поражающих факторов современных средств нападения;
  • убежища с ограниченными защитными свойствами (обеспечивают защиту от проникающей радиации, радиоактивного заражения, обычных средств нападения);
  • противорадиационные укрытия (обеспечивают защиту от проникающей радиации);
  • укрытия простейшего типа;
  • подземные пространства искусственного и естественного происхождения (метрополитены, подземные части зданий, горные выработки, пещеры и т.д.), которые могут быть приспособлены для укрытия населения, материальных и культурных ценностей;
  • помещения первых этажей зданий с соответствующими защитными свойствами.
Убежищами с защитными свойствами от всех поражающих факторов современных средств нападения обеспечиваются: работники наибольших работающих смен критически важных объектов государства и потенциально опасных предприятий, при разрушении которых могут возникнуть вторичные факторы поражения; нетранспортабельные больные, находящиеся в учреждениях здравоохранения, расположенных в зонах возможных сильных разрушений и зонах возможного опасного химического, радиационного и биологического заражения, а также обслуживающий их персонал (из расчета 10% от общей численности больных).
Убежищами с ограниченными защитными свойствами обеспечивается население городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, и населенных пунктов с объектами особой важности.
Противорадиационными или простейшими укрытиями обеспечивается все остальное население страны, с учетом эвакуированного населения.
Фонд защитных сооружений создается, как правило, заблаговременно в мирное время за счет специального строительства убежищ; приспособления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений под убежища и противорадиационные укрытия; специальных конструктивных решений в ходе освоения подземного пространства городов и населенных пунктов, предусматривающих использование части этого пространства в интересах защиты населения.
В угрожаемый (особый) период предусматривается возведение укрытий простейшего типа и строительство быстровозводимых убежищ и укрытий в соответствии с планами на расчетный год. В военное время защитные сооружения должны иметь 3-х суточные запасы воды, продовольствия и медикаментов (закладка производится в особый период).
Защитные сооружения в мирное время используются для нужд предприятий, учреждений, организаций и обслуживания населения; предприятия, учреждения и организации, на балансе которых находятся защитные сооружения, обеспечивают сохранность конструкций и оборудования, а также поддержание их в состоянии, необходимом для приведения в готовность в сроки не более 12 часов.
В целях обеспечения населения средствами индивидуальной защиты:
  • в мирное время создается резерв средств индивидуальной защиты (противогазы, защитная одежда, защитные камеры, индивидуальные аптечки и др.) для обеспечения личного сил гражданской обороны, предназначенных для проведения спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, а также персонала радиационно и химически опасных объектов и населения проживающего в зонах вероятного опасного заражения (загрязнения), прилегающих к этим объектам;
  • в угрожаемый период производится выдача средств индивидуальной защиты указанным выше категориям населения (в течение 2-х суток с момента получения соответствующего распоряжения), а также производство этих средств по планам на расчетный год.
Современное понятие «эвакуация населения» включает:
  • проведение массовой эвакуации всего населения из городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, и населенных пунктов, в которых расположены объекты особой важности, в заранее определенные районы в установленные сроки после получения соответствующего распоряжения (постановления);
  • эвакуацию (отселение) или вывод (вывоз) населения из зон боевых действий в организованном порядке после распоряжения военного командования в данном районе;
  • отселение (вывод) в более безопасные районы населения, проживающего в непосредственной близости от объектов, которые могут являться вероятными целями для высокоточного оружия;
  • экстренный вывод населения в случае прогнозируемой опасности из зон радиоактивного заражения, катастрофического затопления, химического и биологического заражения.
Кроме того, может быть неорганизованная миграция населения (беженцы) из опасных районов.
При планировании эвакомероприятий необходимо учитывать:
  • использование в целях эвакомероприятий всех видов транспорта (в том числе и личного), а также возможность вывода населения пешим порядком;
  • жизнеобеспечение эвакуированного населения в зонах расселения по нормам военного времени;
  • согласование с органами военного командования маршрутов и сроков эвакуационных мероприятий, а также районов для размещения эвакуированного населения;
  • персональный учет эвакуированного населения. Выдачу эвакуационных удостоверений, создание единого информационного банка данных по эвакуации;
  • обеспечение охраны жилья, имущества и материальных ценностей в городах и населенных пунктах, из которых эвакуировано население;
  • поддержание в сохранности коммунальных сетей в городах и населенных пунктах, из которых эвакуировано население;
  • подготовку мероприятий по жизнеобеспечению беженцев.
При разработке и осуществлении мер, направленных на  сохранение жизненно важных объектов проводятся следующие мероприятия:
  • разрабатываются и проводятся в угрожаемый период организационные и технические мероприятия по комплексной маскировке;
  • осуществляется разработка и реализация в мирное время инженерно-технических мероприятий по повышению физической стойкости производственных фондов;
  • проводится подготовка к проведению аварийно-восстановительных работ на объекте, создание в этих целях резервов имущества, сил; разработка типовых технических решений;
  • создаются резервы материальных ресурсов (сырья, топлива, комплектующих изделий и др.);
  • производится накопление резервных источников энергоснабжения;
  • осуществляется разработка упрощенных технологий производства;
  • создается страховой фонд документации;
  • производится дублирование сетей энерго-, газо- и водоснабжения.
В целях подготовки первоочередного обеспечения пострадавшего населения производится заблаговременное создание в мирное время резервов средств жизнеобеспечения (продовольствия, палаток, одежды, одеял, лекарств, обогревательных устройств, средств очистки и доставки воды).
 
4.2. Привлечение сил и средств гражданской обороны в мирное  время
Привлечение сил и средств  гражданской обороны в мирное  время для участия в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также  последствий террористических актов производится в соответствии с установленным порядком и планами гражданской обороны и защиты населения.
При этом решение на привлечение сил и средств ГО для ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального характера принимает Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий  стихийных бедствий, регионального характера - руководители субъектов Российской Федерации. Войска гражданской обороны могут привлекаться только с разрешения  МЧС России или начальников региональных центров МЧС России.
Личный состав аварийно-спасательных формирований и спасательных служб гражданской обороны к проведению работ  повышенного риска привлекаются на добровольной основе. В этом случае на них распространяются положения  Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».
 
4.3. Перевод гражданской обороны с мирного на военное время
Перевод гражданской обороны с мирного на военное время в зависимости от обстановки может проводиться на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях путем введения степеней готовности гражданской обороны по решению Президента Российской Федерации.
Порядок доведения соответствующих распоряжений (сигналов) о введении степеней готовности гражданской обороны и о проведении мероприятий гражданской обороны до органов управления гражданской обороны определяется Правительством Российской Федерации.
С получением распоряжения (сигнала) на приведение гражданской обороны в соответствующие степени готовности полностью или частично вводятся в действие планы гражданской обороны и защиты населения
Перевод гражданской обороны с мирного на военное время включает в себя комплекс взаимоувязанных мероприятий по переводу органов управления гражданской обороны на работу в условиях военного времени, сил и средств гражданской обороны в готовность к решению возложенных задач, в том числе войск гражданской обороны - на организацию и состав военного времени.
Перечни, объемы и сроки проведения мероприятий, осуществляемых при введении соответствующих степеней готовности гражданской обороны федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями определяются Правительством Российской Федерации и доводятся до заинтересованных органов управления, руководителей федеральных органов исполнительной власти, глав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководителей органов местного самоуправления и организаций, других должностных лиц и сил гражданской обороны в установленном порядке.
 
4.4. Основы ведения гражданской обороны
Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях.
Ведение гражданской обороны осуществляется в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения.
Общими особенностями ведения гражданской обороны в военное время являются:
  • обязательность выполнения всеми гражданами требований органов гражданской обороны;
  • возможность принудительного (в соответствии с законами военного времени) привлечения населения к участию в мероприятиях по организации защиты;
  • возможность привлечения имущества организаций, независимо от их форм собственности, в интересах защиты населения;
  • приоритет вопросов защиты населения над другими проблемами;
  • сочетание мер по защите населения с мерами по его жизнеобеспечению.
  • особое внимание защите персонала критически важных для государства объектов, потенциально опасных объектов, являющихся потенциальными целями для поражения, а также населения, проживающего в районах размещения этих объектов;
  • организация постоянного информирования населения о сложившейся обстановке и порядке его действий, а также поддержание на должном уровне его морально-психологического состояния;
  • ведение аварийно-спасательных работ мобильными спасательными подразделениями и формированиями, закрепленными за определенными секторами (районами).
В случае возникновения реальной угрозы населению на территории страны или в отдельных районах использования оружия массового поражения в экстренном порядке принимается комплекс дополнительных мер, направленных на сокращение возможных потерь среди населения и оказания необходимой помощи пострадавшим.
 
К таким мерам относятся:
  • проведение (по распоряжению Президента Российской Федерации) массовой эвакуации населения из городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, из потенциально опасных районов (районов размещения наиболее важных государственных и оборонных объектов);
  • приведение в готовность всех имеющихся защитных сооружений, помещений подземного пространства, которые могут быть использованы для укрытия населения;
  • строительство в кратчайшие сроки быстровозводимых убежищ и укрытий, а также простейших защитных сооружений на всей территории страны;
  • развертывание и приведение в полную готовность учреждений коммунального хозяйства для проведения дезактивационных работ и санитарной обработки людей;
  • организация мониторинга и наблюдения за радиационной обстановкой на территории всей страны;
  • приведение в готовность существующих и создание дополнительных спасательных формирований в сельских районах, которые могут привлекаться для спасательных работ в очагах массового поражения;
  • создание группировки сил (с привлечением всех сил и средств, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности) для проведения крупномасштабных спасательных работ в очагах массового поражения;
  • развертывание в максимально возможном объеме широкой сети лечебных учреждений (независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности) для оказания помощи пострадавшим;
  • подготовка и проведение комплекса мер по психологической реабилитации населения;
  • вывод населения из зон поражения и заражения в безопасные районы, развертывание в них мест временного проживания, организация жизнеобеспечения.
 
4.5. Финансовое и материально-техническое обеспечение
Финансирование мероприятий гражданской обороны осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, средств организаций.
За счет федерального бюджета финансируются: разработка и реализация государственных целевых программ по развитию и совершенствованию гражданской обороны; проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и испытательных работ в области гражданской обороны; содержание органов управления гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти; содержание войск гражданской обороны; создание и содержание федеральных и региональных систем связи и систем централизованного оповещения; создание и содержание федеральных пунктов управления; проведение мероприятий по плану, утвержденному Правительством Российской Федерации; накопление и освежение имущества гражданской обороны в мобилизационном резерве Российской Федерации; создание и содержание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для решения задач гражданской обороны на федеральном уровне и другие мероприятия федерального уровня.
За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации финансируются: создание и содержание территориальных систем оповещения; накопление средств защиты для подведомственных организаций и территориальных формирований; создание и содержание пунктов управления; содержание органов управления гражданской обороны; создание и содержание запасов материально-технических средств, другие мероприятия гражданской обороны, проводимые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственными организациями.
Финансированию из средств местных бюджетов подлежат мероприятия гражданской обороны, выполняемые органами местного самоуправления.
Финансированию из средств организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности подлежат следующие мероприятия гражданской обороны: создание и содержание локальных систем оповещения; строительство и содержание  защитных сооружений; приобретение средств индивидуальной защиты и другого имущества гражданской обороны; проведение учений и тренировок, обучение рабочих и служащих, создание и содержание органов управления.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации ежегодно планируют и осуществляют финансирование мероприятий гражданской обороны.
Расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, понесенные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, независимо от форм собственности, возмещаются при условиях включения этих мероприятий в состав государственного оборонного заказа за счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.
Расходы, понесенные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, осуществляемых по заказу федеральных органов исполнительной власти, возмещаются этими органами в соответствии с условиями заключенных договоров (контрактов) за счет предусмотренных ими на эти цели средств федерального бюджета и внебюджетных средств.
Расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, возмещение которых не предусмотрено за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, средств организаций, финансируются бюджетными учреждениями в соответствии с утвержденными в установленном порядке сметами доходов и расходов этих учреждений, и организациями (за исключением бюджетных учреждений) - в размерах, согласованных с соответствующими органами, осуществляющими управление гражданской обороной путем отнесения указанных расходов на себестоимость (работ, услуг).
Расходы, связанные с вводом в действие планов гражданской обороны, предусматриваются в сметах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.
Обеспечение потребностей гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях в специальном имуществе, оборонной технике, материалах и запасных частях для их эксплуатации и ремонта осуществляется через МЧС России, с оплатой получателем стоимости выделяемых ему материальных средств.
Перечень специального имущества и оборонной техники, заказываемой и поставляемой через МЧС России, определяется Правительством Российской Федерации.
Остальные технические средства, необходимые для обеспечения защиты населения и оснащения сил гражданской обороны, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями приобретаются самостоятельно за счет соответствующих бюджетов и средств организаций.
В целях обеспечения населения и сил гражданской обороны специальным имуществом субъектами Российской Федерации создается мобилизационный резерв. В его составе накапливаются средства индивидуальной защиты, приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля, приборы и комплекты спецобработки, средства фильтровентиляции и регенерации воздуха защитных сооружений гражданской обороны, индивидуальные средства медицинской защиты, средства связи и оповещения.
Контроль за накоплением и хранением в мобилизационном резерве специального имущества гражданской обороны осуществляется органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны.
В целях обеспечения мероприятий гражданской обороны создаются запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств. Запасы предназначаются для первоочередного обеспечения населения в военное время, а также для оснащения соединений и воинских частей войск гражданской обороны при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасности при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Номенклатура и объемы запасов определяются создающими их органами с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых МЧС России совместно с Минэкономразвития России и Росрезервом. При определении номенклатуры и объемов запасов должны учитываться имеющиеся материальные ресурсы, накопленные для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Номенклатура и объемы запасов для обеспечения соединений и воинских частей войск гражданской обороны определяются, исходя из табелей их оснащения.
Номенклатура и объемы запасов для обеспечения сил гражданской обороны определяются, исходя из норм оснащения и потребности обеспечения их действий в соответствии с планами гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций.
Организационно-методическое руководство и контроль за накоплением, хранением и использованием запасов осуществляются МЧС России.
Обеспечение органов управления, уполномоченных на решение задач гражданской обороны, служебными, хозяйственными и подсобными помещениями, помещениями для учебно-методических центров, узлов связи и лабораторий, а также штатным автотранспортом осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
За переданные этим органам управления здания, помещения, сооружения, автотранспорт, мебель, инвентарь и оборудование плата не взимается.
Публикация материалов возможна при ссылке на http://gochs.info
© Кульпинов Сергей 2003