Основные направления совершенствования гражданской обороны на период до 2010 года
Действующая версия страницы размещена здесь > >
5.1. Общие тенденции  развития гражданской обороны
Основными тенденциями в развитии гражданской обороны на ближайшее пятилетие будут являться:
  • наращивание возможностей для обеспечения защиты всего населения страны;
  • дальнейший отход от военной организации страны;
  • более активное участие в мероприятиях по защите населения в мирное время;
  • дальнейшая интеграция систем гражданской обороны, РСЧС и ГПС;
  • увеличение мобилизационных возможностей для развертывания мероприятий гражданской обороны в угрожаемый период;
  • повышение готовности в составе сил и средств мирного времени к решению возложенных задач в районах локальных вооруженных конфликтов, а также к развертыванию дополнительных необходимых сил и средств для выполнения задач в условиях региональных и крупномасштабной войны;
  • рациональное расходование средств государства на развитие;
  • повышение готовности выполнения задач при любых вариантах событий, связанных с военными конфликтами, а также при проявлении террористических актов и природно-техногенных чрезвычайных ситуациях;
  • повышение  мобильности сил и средств в чрезвычайных ситуациях как мирного, так и военного времени;
  • организация, как и всей обороны страны в целом, по принципу стратегической мобильности, предполагающей возможность поэтапного наращивания ее мероприятий по времени и пространству в зависимости от уровня военных угроз, концентрации сил и средств в нужное время в нужном месте;
  • дальнейшее реформирование сил гражданской обороны;
  • дальнейшее техническое перевооружение сил гражданской обороны;
  • дальнейшее расширение международного сотрудничества в области гражданской обороны.
Основные направления совершенствования гражданской обороны на период до 2010 года
5.2. Основные параметры гражданской обороны Российской Федерации  2010 года
Основными показателями готовности гражданской обороны являются:
  • сроки оповещения населения;
  • сроки проведения организованной  общей эвакуации населения;
  • доля  укрываемого населения в защитных сооружениях;
  • наличие в мобилизационном резерве средств индивидуальной защиты (% от установленной потребности);
  • сроки вывоза или укрытия материальных и культурных ценностей;
  • сроки готовности к проведению спасательных и других неотложных работ и возможности  сил гражданской обороны;
  • объемы запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для первоочередного обеспечения пострадавшего населения;
  • доля критически важных объектов, на которых проведены мероприятия по повышению устойчивости их функционирования.
К 2010 году система централизованного оповещения должна обеспечивать оповещение об опасностях и информирование не менее 80% населения в течение 2-3 минут после  приведения ее в полную готовность.
Должна быть завершена реконструкция всех территориальных систем оповещения, создано не менее 80% локальных систем оповещения на потенциально опасных объектах.
Разработанные планы эвакомероприятий, транспортные возможности должны обеспечить проведение общей эвакуации населения из городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, и населенных пунктов, в которых расположены объекты особой важности в заранее подготовленные районы в сроки не более чем 24 часа. Для отдельных городов по решению Правительства Российской Федерации могут быть установлены другие сроки.
Эвакуация из зон боевых действий в организованном порядке в течение не более чем 48 часов после распоряжения военного командования.
Отселение в более безопасные районы населения, проживающего в непосредственной близости от объектов, которые могут являться вероятными целями для высокоточного оружия, в течение 48 часов после принятия соответствующего решения.
Все население должно быть обеспечено защитными сооружениями различной степени защиты в зависимости от военно-экономического положения, мест его проживания и работы.
Строительство защитных сооружений простейшего типа в угрожаемый период должно осуществляться в сроки не более 2-х суток после  получения соответствующего распоряжения.
Резерв средств индивидуальной защиты должен полностью соответствовать установленным потребностям.
Разработанные планы, транспортные, инженерно-технические возможности должны обеспечить укрытие или вывоз в безопасные районы материальных и культурных ценностей (по установленному перечню) в сроки не более 5 суток после  получения указаний.
Состав, оснащение готовность сил гражданской обороны должны обеспечивать:
  • оказание помощи пострадавшему населению (проведение спасательных работ, оказание первой медицинской помощи, эвакуация пострадавших и т.д.) при применении оружия массового уничтожения в сроки от 5 часов до 5 суток; при применении обычного оружия в сроки от 30 минут до 10 часов;
  • проведение неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах массового поражения в течение 30 суток, в очагах поражения обычного оружия в течение 5 суток.
При организации и осуществлении мер по обнаружению и обозначению районов, подвергшихся заражению, обеззараживанию населения, техники, зданий и территорий должны обеспечиваться следующие требования и нормативы:
сроки приведения в готовность учреждений и организаций, входящих в системы мониторинга и лабораторного контроля для выполнения задач гражданской обороны - 12 часов;
создание на базе прачечных, коммунальных хозяйств - пунктов санитарной обработки людей, обеззараживания техники и одежды, а также команд по обеззараживанию зданий и территорий из расчета на 30 тыс. населения и менее - 1 пункт санитарной обработки , 2-3 пункта обеззараживания техники, 2-3 пункта обеззараживания одежды, 1-2 команды по обеззараживанию зданий и территорий.
К 2010 году должна обеспечиваться комплексная маскировка всех жизненно важных объектов. На этих объектах должен быть разработан комплекс необходимых организационных  и инженерно-технических  мероприятий по повышению устойчивости их функционирования.
 
5.3. Основные направления развития гражданской обороны на период до 2010 года
Основные направления совершенствования систем оповещения:
  • создание локальных систем оповещения населения в районах размещения потенциально опасных объектов и их сопряжение с территориальными системами управления гражданской обороны;
  • разработка и внедрение современной аппаратуры оповещения, работающей на цифровых сетях связи, по телерадиоканалам, в том числе по каналам кабельного телевидения;
  • реконструкция системы оповещения населения, работающей по каналам радиотрансляционной сети, в том числе сети уличной звукофикации;
  • создание системы оповещения населения по каналам систем сотовой радиосвязи общего пользования;
  • внедрение нового поколения звукоизлучающих средств оповещения населения стационарного и мобильного типов с энергонезависимой базой;
  • реконструкция системы электросиренного оповещения населения.
Основные направления совершенствования эвакуационных мероприятий:
  • разработка и принятие пакета нормативных правовых и методических документов, регламентирующих отношения (в том числе и финансовые) в области подготовки и проведения эвакомероприятий на уровне субъектов Российской Федерации;
  • переработка планирующих документов по эвакуации населения и материальных ценностей на уровне города, административного округа, городского района.
Основные направления совершенствования инженерной защиты:
  • организация регулярного мониторинга состояния защитных сооружений (в том числе переданных в аренду), их ремонт и переоборудование в соответствии с современными требованиями;
  • переработка градостроительных норм с учетом новых требований гражданской обороны;
  • принятие пакета нормативных правовых документов, определяющих политику в области освоения и использования объектов подземного пространства;
  • организация строительства защитных сооружений на объектах и в жилой застройке города;
  • организация разработки современных средств жизнеобеспечения защитных сооружений;
  • организация разработки типовых проектов зданий со встроенными защитными сооружениями, а также типовых защитных сооружений, возводимых в мирное время и в угрожаемый период;
  • планирование строительства в военное время быстровозводимых убежищ.
Основные направления совершенствования противопожарной защиты:
  • совершенствование технического обеспечения сил противопожарной защиты;
  • создание и поддержание в постоянной готовности объектовых сил пожарной безопасности;
  • повышение эффективности надзора за реализацией мер противопожарной безопасности;
  • внедрение при новом строительстве, реконструкции зданий и сооружений строительных материалов с повышенной противопожарной устойчивостью;
  • совершенствование системы подготовки профессиональных, объектовых и общественных сил противопожарной защиты с учетом специфики ведения первоочередных аварийно-спасательных работ;
  • организация мониторинга состояния мероприятий противопожарной безопасности на объектах и в селитебной зоне.
Основные направления повышения эффективности радиационной, химической  и биологической защиты:
  • развитие сети мониторинга и лабораторного контроля;
  • паспортизация радиационно, химически и биологически опасных объектов с учетом возможного их поражения в результате военных действий и террористических актов;
  • создание системы контроля и оповещения на опасных объектах;
  • подготовка типовых проектных решений по приспособлению объектов для ведения дегазационных и дезактивационных работ;
  • инвентаризация объектов, приспосабливаемых для санитарной обработки, дезактивации и дегазации;
  • доведение до требуемого уровня запасов средств индивидуальной защиты, средств выполнения дезактивационных работ и санитарной обработки.
Основные направления совершенствования медицинской защиты:
  • разработка принципов организации и проведения медицинской защиты с учетом особенностей современных войн;
  • разработка правовой основы объединения сил и средств здравоохранения, учреждений санитарно-гигиенического и противоэпидемического профиля, аптечных предприятий вне зависимости от их ведомственной принадлежности и форм собственности, для единого управления при решении задач медицинской защиты;
  • разработка организационно-штатной структуры и табеля оснащения мобильных медицинских формирований взамен отрядов первой медицинской помощи (ОПМ);
  • разработка и принятие комплекса нормативно-методических документов, регламентирующих порядок проведения в военное время мероприятий по массовой иммунизации населения и экстренной йодной профилактике, массовому забору крови у доноров;
  • создание необходимых резервов средств медицинских средств индивидуальной защиты.
Основные направления работы по обеспечению готовности к первоочередному обеспечению пострадавшего населения:
  • разработка и принятие нормативных правовых документов, определяющих политику в области первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего  населения, в том числе по созданию неснижаемых запасов средств первоочередного жизнеобеспечения;
  • формирование перечня объектов  жизнеобеспечения населения и их паспортизация;
  • разработка генеральной схемы размещения объектов жизнеобеспечения населения, организация государственного надзора за ее реализацией;
  • разработка проектных решений по реконструкции существующих объектов, приспосабливаемых для решения задач первоочередного жизнеобеспечения;
  • создание запасов средств первоочередного жизнеобеспечения населения;
  • проведение комплекса организационно-технических мероприятий по защите имеющихся в различных организациях запасов продовольствия, пищевого сырья и товаров первой необходимости и по обеспечению своевременного перебазирования таких запасов в случаях, когда они могут оказаться в зонах возможного химического заражения и радиоактивного загрязнения.
Основные направления работы по повышению готовности к ведению АСДНР:
  • создание группировок сил гражданской обороны с учетом возможных зон поражения и объемов ведения АСДНР;
  • корректировка планов взаимодействия с силами федеральных органов власти с учетом возможной обстановки в военное время;
  • практическая отработка системы взаимодействия объектовых и территориальных сил гражданской обороны в ходе учений и тренировок;
  • обеспечение сил ГО техникой и имуществом, согласно предусмотренным штатным перечням, в том числе за счет специальной техники и имущества, имеющихся в организациях для обеспечения производственной деятельности;
  • развертывание эффективной системы технического оснащения сил гражданской обороны;
  • создание системы ремонта и обслуживания средств технического оснащения сил гражданской обороны;
  • создание резервов технических средств и горюче-смазочных материалов для ведения АСДНР;
  • внедрение современных технологий ведения аварийно-спасательных работ.
Основные направления повышения эффективности системы управления гражданской обороны:
  • совершенствование системы планирования мероприятий гражданской обороны;
  • разработка и реализация комплекта организационно-технических решений по повышению устойчивости системы управления гражданской обороны (живучести пунктов управления, комплексов средств автоматизации и передачи данных им т.п.);
  • обеспечение бронирования руководящих работников гражданской обороны, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, за органами управления и формирования ГО;
  • инвентаризация состояния запасных пунктов управления и разработка типовых технических решений по их модернизации;
  • создание страхового фонда документации на наиболее важные объекты, оснащение органов управления гражданской обороны техническими средствами работы с микрографическими носителями информации;
  • создание запасных пунктов управления;
  • разработка и внедрение на всех уровнях управления программных комплексов информационной поддержки решений;
  • создание корпоративной цифровой системы связи на базе волоконно-оптической сети;
  • оснащение мобильных пунктов управления гражданской обороны средствами спутниковой связи и средствами привязки к опорным узлам связи Вооруженных Сил страны и ведомственных сетей связи;
  • создание мобильных систем связи органов управления для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации мирного и военного времени;
  • замена устаревших средств связи, используемых в формированиях ГО, а также находящихся на складах длительного хранения, на современные средства связи военного и общего применения.
Основные направления формирования и развития системы мониторинга:
  • инвентаризация всех организаций (вне зависимости от форм собственности и ведомственной принадлежности), имеющих  возможность решать задачи мониторинга;
  • разработка и принятие пакета нормативных правовых документов, определяющих порядок формирования и функционирования (в том числе им финансовое обеспечение) систем мониторинга в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
  • развитие центров мониторинга и прогнозирования ЧС;
  • совершенствование методов и технических средств мониторинга за радиационной, химической, биологической, инженерной, пожарной, гидродинамической обстановкой, в том числе степени зараженности (загрязнения) продовольствия и объектов окружающей среды радиоактивными, химическими и биологическими веществами;
  • разработка и программное обеспечение методов прогноза развития обстановки в зонах поражения;
  • расширение первичной сети мониторинга до уровня, необходимого и достаточного для достоверной оценки и контроля обстановки.
Основными направлениями повышения защищенности уровня сохранения объектов в военное время являются:
  • разработка и принятие нормативных правовых документов по проектированию и реализации организационно-технических мероприятий, направленных на сохранение объектов в военное время;
  • проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по отработке современных способов снижения демаскирующих  признаков объектов и их внедрение на наиболее важных объектах;
  • инвентаризация возможностей предприятий строительного комплекса, подготовка их к восстановлению разрушенных объектов;
  • развертывание работ по созданию страхового фонда документации для проведения восстановительных работ на наиболее важных объектах;
  • уточнение градостроительных планов городских территорий, инвестиционных программ в части реализации требований гражданской обороны;
  • разработка методов и способов обеспечения автономного функционирования объектов в военное время;
  • организация контроля состояния готовности объектов к устойчивому функционированию в военное время путем создания специализированных комиссий при территориальных, функциональных и отраслевых органах управления.
Основные направления создания системы защиты материальных и культурных ценностей:
  • разработка критериев и формирование перечней материальных и культурных ценностей, подлежащих защите в рамках мероприятий гражданской обороны;
  • определение и согласование мест специального хранения, маршрутов эвакуации и безопасных районов для эвакуации материальных и культурных ценностей;
  • разработка рекомендаций по планированию мер защиты материальных и культурных ценностей;
  • создание запасов специальной тары и упаковки для закладки на хранение материальных и культурных ценностей и их эвакуации;
  • подготовка мест и районов эвакуации материальных и культурных ценностей к их эвакуации;
  • наращивание сети специальных хранилищ;
  • подготовка специализированных транспортных средств для эвакуации материальных и культурных ценностей.
Основные направления развития системы обучения населения, подготовки руководящего состава и специалистов органов управления, кадрового состава гражданских организаций гражданской обороны:
  • разработка и реализация комплексных целевых программ по подготовке населения и специалистов в области гражданской обороны;
  • разработка комплекса мер по повышению эффективности проведения командно-штабных  и комплексных учений гражданской обороны, штабных и объектовых тренировок, а также тактико-специальных учений с формированиями ГО;
  • создание новой и совершенствования существующей учебно-материальной  базы гражданской обороны;
  • разработка и внедрение новых учебных программ подготовки всех категорий населения в области гражданской обороны;
  • внедрение в систему подготовки современных информационных технологий - компьютерных обучающих программ, компьютерных игр и тренажеров по совершенствованию навыков поведения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
  • возобновление практики проведения игр типа «Зарница», организация специализированных летних лагерей для подростков «Юный спасатель», создание кадетских корпусов и т.п.;
  • разработка и выпуск современной учебно-методической и популярной литературы, наглядных пособий в области безопасности жизнедеятельности  и защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
  • создание и развитие общественных движений и организаций, осуществляющих свою деятельность в популяризации и пропаганде знаний и умений по защите в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
  • организация теле- и радиопередач, в том числе  и развлекательного характера, по пропаганде знаний в области защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
  • создание полигонов для практической отработки технологий ведения АСДНР;
  • создание компьютерных обучающих программ и тренажеров для теоретического усвоения методов современных спасательных технологий.
Основные направления повышения готовности к решению задач восстановления и поддержания порядка в районах, пострадавших при ведении боевых действий и срочному захоронению трупов:
  • создание группировки сил по восстановлению и поддержанию общественного порядка;
  • создание специализированных организаций по срочному захоронению трупов;
  • определение мест временного размещения погибших, а также территорий для захоронения;
  • создание запасов средств индивидуальной защиты для сил охраны общественного порядка, действующих в зонах поражения;
  • разработка инструкторско-методических документов, определяющих порядок идентификации погибших, и способы их захоронения (кремация, братские могилы, индивидуальные захоронения);
  • создание запасов специальных средств для массового захоронения погибших;
  • разработка и совершенствование специальной одежды для работы с погибшими.
Основные направления совершенствования финансового обеспечения гражданской обороны:
  • выделение в структуре расходов бюджетов субъектов Российской Федерации статьи на финансирование мероприятий гражданской обороны;
  • разработка и принятие нормативно-правовых документов, регламентирующих единый порядок планирования и финансирования мероприятий гражданской обороны на ведомственном, территориальном и объектовом уровнях;
  • выделение в бюджетах городов и районов статьи на финансирование  мероприятий гражданской обороны;
  • разработка инструктивных документов по правилам учета в себестоимости продукции работ (услуг) затрат на реализации мероприятий гражданской обороны.
Основные направления развития научного обеспечения гражданской обороны:
  • разработка и обоснование базовых сценариев возможных масштабов поражения населения и объектов в случае военных действий различного характера и масштаба;
  • разработка методологии проведения эвакуационных мероприятий в условиях развития современной инфраструктуры городов и загородной базы;
  • совершенствование системы мобилизационного развертывания  сил и средств ГО, увязка мобилизационных мероприятий органов исполнительной власти, экономики, Вооруженных Сил и гражданской обороны;
  • разработка методологии категорирования территорий;
  • разработка основ выбора и оптимизации способов и средств сохранения объектов экономики, существенно необходимых для выживания населения и территорий в военное время;
  • создание эффективной технологии ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • разработка эффективных способов и средств защиты населения;
  • совершенствование системы управления гражданской обороной на основе эффективного использования информационных ресурсов.
Основные направления развития гражданской обороны реализуются федеральными органами исполнительной власти, органами государственного управления субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями путем:
  • ежегодного планирования в федеральном бюджете, бюджетах субъектов Российской Федерации, городских и районных бюджетах, сметах расходов организаций средств на осуществление мероприятий по гражданской обороне;
  • разработки и осуществления федеральных и региональных целевых программ в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • планирования мероприятий по защите населения в рамках государственного оборонного заказа, мобилизационных планов экономики Российской Федерации, оперативных планов гражданской обороны и планов основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разрабатываемых на федеральном, территориальном, местном и объектовом уровнях;
  • разработки новых и уточнения действующих нормативных правовых актов по вопросам совершенствования способов и средств защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Реализация основных направлений развития гражданской обороны в области защиты населения в военное время осуществляется поэтапно и последовательно, исходя из социально-экономических условий государства.
 
Заключение
К 2010 году должен быть закончен процесс реформирования гражданской обороны Российской Федерации. Она должна перейти на качественно новый уровень своего  развития. Тем самым как бы завершается логическая цепь исторических преобразований системы защиты населения в военное время: МПВО - гражданская оборона - гражданская защита.
В целях реализации данной Концепции целесообразно на ее базе разработать программу дальнейшего развития и совершенствования гражданской обороны на период до 2010 года.
На основе Концепции могут быть также разработаны следующие нормативные документы:
  • Положение о гражданской обороне Российской Федерации;
  • Основы организации подготовки и ведения гражданской обороны (руководство);
  • Положение о порядке привлечения аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб, для решения задач в области гражданской обороны;
  • Положение о нештатных аварийно-спасательных формированиях;
  • Положение о порядке обучения населения в области гражданской обороны;
и другие.
Публикация материалов возможна при ссылке на http://gochs.info
© Кульпинов Сергей 2003