Ещё раз об изменениях в законодательстве по вопросам гражданской обороны
Действующая версия страницы размещена здесь > >
В журнале уже публиковались материалы с разъяснением изменений, внесённых в ряд законов Федеральным законом от 22 августа 2004 года №122-ФЗ*. Тем не менее у работников структур ГОЧС на местах до сих пор возникают вопросы, с которыми они обращаются за разъяснениями к специалистам центрального аппарата МЧС России, а также в редакцию журнала. На некоторые из них, касающиеся организации и ведения гражданской обороны, отвечает начальник отдела Департамента гражданской защиты МЧС России Н.ТВЕРДОХЛЕБОВ.
 
Прежде всего следует напомнить, что статьей 40 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», статьей 41 - в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», статьей 58 - в Федеральный закон от 22 августа 1995 года №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и статьей 96 - в Федеральный закон от 12 февраля 1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне». Все эти изменения, как и те, что внесены статьями 11 и 15 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований» в федеральные законы от 6 октября 1999 года №184-ФЗ и от 6 октября 2003 года №131-Ф3, направлены на совершенствование обеспечения безопасности жизнедеятельности населения на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями, на оптимизацию их деятельности по обеспечению комплексной безопасности населения. Разграничение полномочий относится и к финансовому обеспечению мероприятий гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности, которое является теперь расходным обязательством бюджета соответствующего уровня.
Если говорить о конкретных изменениях, внесенных в Федеральный закон «О гражданской обороне», то они следующие.
 
Первое. Из статьи 4, определяющей принципы организации и ведения ГО, исключен абзац, в котором говорилось, что гражданская оборона в Российской Федерации организуется по территориально-производственному принципу. Такая необходимость возникла в связи с тем, что изменились характер отношений между хозяйствующими субъектами, социально-экономические условия в стране. Но мероприятия ГО будут осуществляться как на территориях (сельское и городское поселения, муниципальный район, городской округ, субъект РФ), что закреплено статьей 8 Федерального закона «О гражданской обороне», статьями 26, 14, 15, 16 федеральных законов от 6 октября 1999 года №184-ФЗ и от 6 октября 2003 года №131-Ф3, так и в федеральных органах государственной власти и организациях (статьи 7 и 9 Федерального закона «О гражданской обороне»). Однако полномочия федеральных органов исполнительной власти по принятию нормативных актов в области ГО и по контролю за их выполнением pacпространяются теперь только на бюджетные организации, находящиеся в их ведении.
 
Второе. В Федеральном законе « О гражданской обороне», как известно, нет теперь понятий «службы ГО», «гражданские организации ГО», «начальники служб ГО». Но тем не менее одна из важнейших составляющих сил гражданской обороны - службы по существу остались, просто их название приведено в соответствие с решаемыми ими задачами по линии ГО. Ныне сфера деятельности гражданской обороны расширена: она призвана решать задачи по защите населения, материальных и культурных ценностей не только от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, но и при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Это отражено и в наименовании основного планирующего документа в области ГО, который сейчас называется «План гражданской обороны и защиты населения». И для выполнения названных задач необходимо создавать, оснащать и обучать соответствующие спасательные службы (как территориальные, так и объектовые), а в организациях, имеющих (эксплуатирующих) потенциально опасные производственные объекты, важные оборонные объекты или предприятия, представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, - еще и нештатные аварийно-спасательные формирования.
При этом нам представляется, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от их организационно-правовых форм должны обязательно создавать спасательные службы на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне, и на категорированных предприятиях. На других территориях и объектах решение об их создании, оснащении и подготовке принимают соответствующие руководители исходя из задач, определенных планами гражданской обороны и защиты населения.
Спасательные службы должны включать в себя органы управления и некомбатантные формирования различного предназначения, которые не могут непосредственно участвовать в военных действиях. Их личный состав должен иметь отличительные знаки гражданской обороны, расположенные на видном месте. Некомбатантные формирования комплектуются из числа работников организаций. Возможность зачисления последних в спасательные службы оговаривается в коллективных и индивидуальных трудовых договорах на основании статьи 10 Федерального закона «О гражданской обороне».При выполнении задач по защите населения, материальных и культурных ценностей, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера спасательные службы могут использоваться только для обеспечения действий сил ГО и РСЧС в ходе аварийно-спасательных работ; выполнения специфических задач согласно своему предназначению, а также неотложных работ В случае объявления войны, начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения эти службы будут участвовать в осуществлении всего комплекса мероприятий ГО.
Спасательные службы могут быть как общего назначения, так и специальные. Первые из них состоят из команд и отрядов спасательных работ и технических групп и команд. Ко вторым следует отнести службы оповещения и связи, медицинскую, охраны общественного порядка, торговли и питания, противопожарную, коммунально-техническую, убежищ и укрытий, специальной обработки, транспортную, ритуальных услуг, защиты растений и животных. Необходимость создания тех или иных из них определяют руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций с учетом объема и характера задач, предусмотренных планами гражданской обороны и защиты населения. Порядок же создания спасательных служб устанавливается Правительством Российской Федерации.
Что касается  упомянутых выше нештатных аварийно-спасательных формирований, то порядок их создания и применения в составе сил ГО определяет МЧС России, Соответствующие требования на этот счёт содержатся и в Федеральном законе от 22 августа 1995 года № 151 -ФЗ Работники организаций зачисляются в состав нештатных аварийно-спасательных формирований добровольно, и это оговаривается в индивидуальных трудовых договорах. Нам представляется реальным иметь только объектовые нештатные аварийно-спасательные формирования в составе постов, звеньев, групп, команд радиационного, химического, биологического наблюдения и разведки, газоспасательные, локализации опасностей, инженерной разведки и загграждения, разбора завалов, спасательные, аварийно-технические, противопожарные, радиационной, химической и биологической защиты.
Управление деятельностью спасательных служб и нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляют их руководители, которые также несут ответственность за поведение подчиненных и соблюдение ими норм международного права в период ведения военных действий.
 
Третье. Упразднен институт начальников гражданской обороны. Это продиктовано сложившейся практикой реализации полномочий в решении экономических, социальных, правовых, оборонных, мобилизационных и других задач руководителями федеральных органов исполнительной власти, главами органов исполнительной власти субъектов РФ, руководителями органов местного самоуправления и организаций. Анализ показывает что изменения, внесенные в статью 11 Федерального закона «О гражданской обороне», не только не уменьшили ответственность руководителей разных уровней за организацию и осуществление мероприятий ГО, а значительно повысили ее. Ведь там сказано: «Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения».
 
Четвёртое. Несколько видоизменилась структура ГО. Она строится таким образом, чтобы при необходимости можно было обеспечить использование людских и материальных ресурсов для успешного решения задач по защите населения, материальных и культурных ценностей в условиях ЧС с наименьшим отрывом сил и средств от производственной деятельности, а также гибкость управления при сохранении жесткой его вертикали.
В целом структура и организация повседневного управления гражданской обороной с учетом положений Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ выглядит следующим образом:
а) Президент Российской Федерации - Верховный главнокомандующий - определяет основные направления единой государственной политики в области ГО, утверждает и, если это необходимо, вводит в действие План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации, утверждает структуру, состав войск ГО и положение о них;
б) Правительство РФ руководит организацией и ведением гражданской обороны;
в) МЧС России как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области ГО, реализует государственную политику в данной сфере, выполняет надзорные и контрольные функции, возглавляет систему органов, осуществляющих повседневное управление гражданской обороной;
г) федеральные органы исполнительной власти организуют и проводят мероприятий в области ГО в соответствующих сферах деятельности и контролируют их реализацию в бюджетных организациях, находящихся в их ведении. Для этого в структурных подразделениях указанных органов создаются органы управления ГО, уполномоченные на решение её задач, а в подведомственных бюджетных организациях - структурные подразделения, уполномоченные на их решение, и силы гражданской обороны;
д) органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местно го самоуправления и предприятия организуют выполнение и осуществляют мероприятий ГО, На территориях субъектов РФ, муниципальных образований и в организациях гражданской обороной руко водят главы органов исполнительной власти субъектов, руководите ли органов местного самоуправления и организаций. При этом управление гражданской обороной на территориях осуществляют:
главы органов исполнительной власти субъектов РФ - через главные управления МЧС России по субъекту (это закреплено соглашениями между МЧС и органами исполнительной власти субъектов о передаче друг другу выполнения части своих полномочий в решении вопросов организации тушения пожаров, предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий и ликвидации их последствий;
руководители муниципальных образований - через органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и в сфере гражданской обороны, создаваемые при органах местного самоуправления (что определено постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 года № 794 в редакции постановления от 27 мая 2005 года № 335);
руководители организаций - через структурные подразделения (работников), уполномоченных на решение задач в области ГО (порядок их создания закреплён постановлением Правительства РФ от 10 июля 1999 года №782 в редакции постановления от 2 декабря 2004 года №724).
Таковы основные изменения в законодательстве по вопросам гражданской обороны.
Журнал «Гражданская защита» №2  2006г.
 
Публикация материалов возможна при ссылке на http://gochs.info
© Кульпинов Сергей 2003