Не наступить на те же грабли
Действующая версия страницы размещена здесь > >
Изменения, внесённые Федеральным законом № 122 в основополагающие документы по ГОЧС, посеяли "смуту" в умах многих работников, призванных реализовать эти нововведения на практике. Ведь теперь объектовые формирования должны выполнять свои задачи не только в очагах поражения в военное время, но и в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Не совсем было ясно, какие формирования относятся к аварийно-спасательным. Либо только собственно спасательные, либо те, которые входили в понятие "гражданские организации гражданской обороны" (ГО ГО). Все ожидали выхода "Положения об аварийно-спасательных формированиях". Такой документ появился под названием "Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований".
Из него стало ясно, что под аварийно-спасательными формированиями (АСФ) надо понимать ранее существовавшие ГО ГО. Однако на вопросы, интересующие работников объектов экономики и учебно-методических центров,  как эти формирования укомплектовывать, как использовать и как обучать,  вразумительного ответа не последовало. Остались необъяснёнными и некоторые старые положения. Например, почему в первую очередь формирования создаются на потенциально опасных объектах? Ведь по своему назначению АСФ не предназначены для ликвидации ЧС на этих объектах в мирное время. Там имеются специализированные штатные формирования и городские аварийные службы. А в военное время многие из них вообще прекратят деятельность или эвакуируются в некатегорированный город.
Работники УМЦ озадачены вопросом "Как должна быть построена система обучения?" На него исчерпывающего ответа пока мы не нашли. Есть указание о том, что подготовка нештатных АСФ должна включать обучение по программам подготовки спасателей в учебных центрах и иных образовательных учреждениях в соответствии с основными положениями аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей. Но ведь это программы подготовки профессиональных спасателей, обучаться по которым в этих учреждениях можно только с отрывом от производства. А наши формирования называются "нештатными". Они комплектуются из рабочих и служащих предприятия, занимающих определённые должности. Как оторвать их от постоянной работы на длительный срок? Да и нужно для этого их согласие. Кстати, согласие потребуется и тогда, когда их, нештатных, захотят привлечь для ведения работ в зоне ЧС. Ведь эти работы связаны с определённым риском. Здесь и правовой, и финансовый вопросы не решены.
Далее в документе перечисляется всё, что было и раньше  за прошедшие два десятилетия: "Основным методом проведения занятий является практическая тренировка (упражнение)... Занятия проводятся в учебных городках...На тактико-специальные занятия нештатные АСФ выводятся в полном составе, с необходимым количеством специальной техники, оборудования, снаряжения, инструментов и материалов". А где эти городки и эта специальная техника и прочее?
Можно привести и другие "предписания", которые на практике реализовать невозможно. Конечно, закон есть закон, и его нужно выполнять. Попробуем найти оптимальные решения по обучению командиров АСФ в учебно-методических центрах. Для этого зададим себе несколько вопросов и поищем разумные ответы на них.
Во-первых, кого мы обучаем? Командиров АСФ, которым предстоит выполнять спасательные работы в очагах поражения. Документ, который мы анализируем, вполне правильно ставит вопрос о необходимости сделать акцент на практических занятиях, имея в виду привитие обучаемым навыков работы со спецтехникой, инструментами и т.д. Но это в первую очередь нужно отрабатывать с личным составом формирований. Главная же задача иная  он должен организовать работу подчинённых, уметь руководить коллективом, анализировать обстановку и принимать решения, вытекающие из этого анализа. Эти практические навыки можно привить командирам на базе УМЦ, с последующим закреплением их на учениях в условиях, приближенных к реальным. В процессе подготовки АСФ теоретический материал необходимо изучать в минимальном объёме. Это можно сделать, включив личный состав в число изучающих 14-часовую программу (вместе с рабочими и служащими объекта). Для этого её нужно существенно переработать.
    Во-вторых, чему мы должны их обучать? Исходя из их предназначения основополагающими темами должны быть следующие:
  • перевод ГО с мирного на военное положение, включая эвакуацию и рассредоточение. В этот период формирования окончательно приводят себя в полную готовность, а некоторые из них уже начинают выполнять свои функциональные задачи (посты РХН, формирования ООП и др). В это же время формируется и общая обстановка, нафоне которой будут действовать АСФ;
  • средства связи, обеспечивающие оповещение и управление формированиями. Без наличия и грамотного использования этих средств командир не сможетвыполнить поставленную задачу;
  • основы управления формированиями и их профессиональная и психологическая подготовка к ведению спасательных работ в очагах поражения. Это также является важной составляющей частью всего комплекса работ;
  • средства поражения и их поражающие факторы; воздействие этих факторов на здания, сооружения и людей, находящихся в очагах поражения. Глубокое знание командиром формирования этих вопросов поможет ему ещё до прибытия в очаг поражения представить себе состояние сооружений на месте ведения спасательных работ и принять предварительное решение на ведение спасательной операции;
  • работа командира формирования при уяснении обстановки и выработке предварительного решения по данным, обозначенным в предыдущем пункте;
  • действия командира и личного состава формирования при выдвижении из загородной зоны в очаг поражения и при ведении АСДНР на объекте;
  • анализ обстановки и принятие решения командиром спасательного формирования, выполняющего спасательные работы в очаге поражения (теория принятия решения). Умение командира выполнять в полном объёме эту функцию является главной гарантией успешного решения спасательным формированием поставленной задачи;
  • практическая тренировка командиров формирований в умении анализировать обстановку и принимать решение на выдвижение формирования и ведение АСДНР в очаге поражения (групповое упражнение). Этот вид подготовки присутствовал в программах обучения командиров формирований советского времени, имеется и сейчас, но и тогда, и сейчас не мог быть полностью реализован, так как с командира требовали анализировать обстановку и принимать решение, но как это делать, его не учили, ибо отсутствовала теория принятия решения как таковая.
Зададим ещё один вопрос  для чего нужны работникам объекта знания по ГОЧС? Для того, чтобы они имели представление, что им может угрожать в том районе, где расположено их учреждение, и как можно защититься от опасных для жизни и здоровья факторов. Знать структуру, задачи, законодательную базу ГО и РСЧС, конечно, тоже немаловажно, но главнее  способы и меры защиты. Все эти вопросы должны быть просто и понятно изложены в существующих на каждом объекте планах ГО, предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера. К сожалению, планы насыщены таким количеством ненужных сведений, что конкретные рекомендации по действиям в ЧС тонут в них.
Отработка документов, обучение различных категорий населения способам защиты от ЧС военного и мирного времени, а также подготовка объектовых формирований к ликвидации ЧС военного и мирного времени требуют глубокого и всестороннего осмысления. Прежде всего нужно по-новому взглянуть на существующие проблемы, смело и решительно создавать структуру, отвечающую реальным потребностям сегодняшнего дня, а не основанную на косметических переработках прошлого.
Илья КАЧОРОВСКИЙ,
методист УМЦ по ГОЧС
ЦАО г. Москвы
«Военные знания» май 2006 г.
Публикация материалов возможна при ссылке на http://gochs.info
© Кульпинов Сергей 2003