Наболело
Действующая версия страницы размещена здесь > >
После того как перестали действовать руководящие и нормативные документы бывшего СССР о невоенизированных формированиях гражданской обороны, МЧС России издало несколько документов о создании подобных нештатных подразделений, которые пришли бы на смену невоенизированным и являлись одновременно силами РСЧС и гражданской обороны. Эти документы в основном базировались на идеях, заложенных ещё в Положении о невоенизированных формированиях ГО 1975 года, но имели ряд существенных недостатков. Поэтому на местах не торопились проводить их в жизнь, ждали, когда будет разработано и предложено что-то более приемлемое.
И вот приказом МЧС России от 23 декабря 2005 года № 999 введен в действие новый нормативный документ - Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований, К сожалению, он не стал «более приемлемым», на мой взгляд, не снял имевшиеся вопросы и не избавлен от недостатков. Названное выше Положение о невоенизированных формированиях ГО как нормативный документ, думается, был проработан значительно качественнее. Он в то время полностью соответствовал военной доктрине, социально-политическому строю страны и действовавшей в ней системе управления, вводил четкую классификацию формирований, давал рекомендации по определению количества территориальных и объектовых сил с учетом дифференцированного подхода к территориям и объектам экономики.
В новом документе все эти позиции вызывают обоснованную критику. Читая в нём положения о порядке создания, в частности, территориальных формирований, задаю себе вопрос: для какой страны он написан - с рыночной или планово-государственной экономикой? Если с рыночной, то в документе должны быть более определенно проработаны вопросы финансирования и материально-технического обеспечения создания, содержания, подготовки и использования территориальных формирований, правовые и имущественные вопросы взаимоотношения соответствующих государственных и муниципальных органов управления и организаций, на базе которых территориальные формирования комплектуются. Ничего этого в нём нет.
Вообще порядок создания территориальных сил вызывает больше вопросов, чем даёт ответов. Согласно ему администрация муниципального образования может создавать территориальные формирования только на базе организаций, находящихся в ее ведении. Между тем количество муниципальных организаций неуклонно сокращается и, возможно, скоро их вообще не будет Следовательно, никакой группировки сил как для ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время, так и в военное в муниципальных образованиях скомплектовать будет нереально.
А ведь источниками возможных чрезвычайных ситуаций техногенного характера на территории муниципального образования являются, как правило, потенциально опасные объекты федеральной подчинённости. Возьмем для примера атомные станции. Ни администрация муниципального образования, ни органы управления субъекта Федерации, руководствуясь новым нормативным документом, не имеют права создавать на базе атомной станции территориальные формирования, которые как раз и нужны для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций местного или регионального уровня, вызванных возможными авариями на атомной станции. Федеральное ведомство, в данном случае Федеральное агентство по атомной энергии, также не уполномочено комплектовать на базе атомных станций территориальные формирования, да и не заинтересовано в этом. Именно потому на указанных объектах сейчас значительно сокращается количество ранее созданных формирований, в первую очередь территориальных.
Таким образом, изначально возникает ситуация, при которой потенциально опасное предприятие не будет иметь сил для ликвидации последствий возможной ЧС в результате аварии на самом же предприятии. Кому в этом случае вести неотложные работы на территории Ответа на вопрос документ не дает.
Я не забываю здесь о профессиональных аварийно-спасательных формированиях и службах, о специализированных организациях МЧС России, других министерств и ведомств. Однако уверен, что успешно ликвидировать последствия крупных ЧС только профессиональными структурами без привлечения подготовленных массовых непрофессиональных формирований не удастся, А если иметь в виду обстановку военного времени с возможным применением оружия массового поражения и иных современных средств нападения, то тем более становится очевидной необходимость создания и подготовки массовых формирований.
Теперь о другом. В соответствии с Порядком создания нештатных аварийно-спасательных формирований они «по подчиненности» подразделяются на «территориальные и организаций». С позиций русского языка в этой формулировке допущена ошибка. В старом Положении о невоенизированньх формированиях ГО было «территориальные и объектовые» (оба определения отвечают на вопрос - какие). Что помешало разработчикам нового документа оставить прежние названия Непонятно.
Но это ещё, как говорится, полбеды. Настоящая путаница. На мой взгляд, произошла в классификации формирований «по предназначению»: «радиационного, химического, биологического (бактериологического) наблюдения и разведки, инженерной разведки и разграждения, разбора завалов, спасательные, аварийно-технические, противопожарные, радиационной, химической и биологической (бактериологической) защиты». Дело в том, что большинство из этих формирований согласно приложению № 1 к документу в эту классификацией вписываются, поскольку их перечень взят фактически полностью из старого Положения о невоенизированных формированиях ГО, а классификация дается новая, Перечню не соответствующая.В результате из неё выпали такие виды формирований, как сводные и ряд других, ранее входивших в состав служб ГО: медицинские, транспортные, связи...
Чем не устраивала разработчиков документа прежде действовавшая четкая и ясная классификация сил «по предназначению»: формирования общего назначения (сводные и спасательные) и служб ГО (все остальные)7 Если даже решено было отказаться от понятия «служба ГО» (хотя, думаю, совершенно напрасно), то вполне разумно было бы заменить термин «формирования служб ГО» на «специализированные формирования». Смысл полностью отражает их предназначение. Иными словами, формирования «по предназначению» делились бы на «общего назначения» и «специализированные».
Что можно ещё сказать о нештатных формированиях РСЧС и ГО? Во-первых, следует отказаться от идеи создания всех видов формирований в качестве универсальных, т.е. предназначенных как для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в мирное время, так и для решения задач гражданской обороны - в военное. Часть их действительно могут быть универсальными, являться одновременно силами РСЧС и гражданской обороны. Как правило, это должны быть формирования общего назначения - сводные и спасательные, предназначенные для проведения основных спасательных работ как в зонах ЧС, так и в очагах поражения. При этом в мирное время специальное обеспечение спасательных работ должны осуществлять не нештатные формирования, а привлекаемые на возмездной основе силы и средства специализированных организаций (связи, медицинских, транспортных, строительно-монтажных, торговли и общественного питания, охраны общественного порядка и пр.). Другая же часть формирований должна быть только гражданской обороны, т.е. развертываться и использоваться лишь в военное время. Имеются в виду дополнительное количество формирований общего назначения и специализированные нештатные, создаваемые на базе специализированных организаций. Формирования ГО должны комплектоваться на основании государственного заказа и оснащаться необходимыми материальными средствами (при их развертывании за счет государственного (мобилизационного) резерва материальных ресурсов).
Во-вторых, территориальные формирования, предназначенные для ликвидации последствий возможных территориальных (местных, региональных) чрезвычайных ситуаций, возникших вследствие аварий на потенциально опасных объектах (радиационных, химически, пожаро- и взрывоопасных, на транспорте), следует создавать в первую очередь на базе этих объектов с максимальным использованием их финансовых, материальных и людских резервов. При недостатке на потенциально опасных объектах ресурсов для нужного количества территориальных формирований их можно образовывать на базе любых других организаций, расположенных на соответствующей территории. Однако расходы организаций по оснащению, содержанию, подготовке и обеспечению формирований в этом случае должны компенсироваться за счет тех потенциально опасных объектов, в интересах которых они создаются.
Территориальные формирования, предназначенные для ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций природного характера, могут комплектоваться на базе любых организаций, расположенных на данной территории. Расходы
по их оснащению, содержанию, подготовке и использованию должны компенсироваться за счет местных бюджетов.
Прогнозирование обстановки при возникновении территориальных ЧС природного и техногенного характера, расчеты требуемых для ликвидации их последствий сил и средств - это прерогатива территориальных органов управления МЧС России.
Таковы некоторые мнения, суждения и предложения о порядке создания, оснащения, подготовки и использования формирований РСЧС и ГО.
И последнее. Нормативный документ, о котором здесь идёт речь, полагаю, не должен называться «Порядок... и т.д.». Подобные документы принято называть «Положение о ... и т.д.». Поскольку при его реализации предусматривается задействовать сотни тысяч, а может, миллионы граждан России, большинство организаций всех форм собственности и ведомственной подчиненности, буквально все органы государственного и муниципального управления, то документ, очевидно, должен вводиться в действие не менее как постановлением Правительства Российской Федерации.
О корпоративности в системе ГОЧС
В мартовском номере журнала «Гражданская защита» (2006 г.) была опубликована статья представителя ОАО «Газпром» А.Ананенкова «Активнее работать в сфере ГОЧС». По моему мнению, автор в принципе все правильно говорит о недостатках законодательно-нормативной базы в области ГОЧС и о том, что следует активизировать и совершенствовать работу в данной сфере. Но я хотел бы несколько слов сказать по поводу создания в «Газпроме» корпоративной системы гражданской защиты.
Давайте вспомним ведомственную систему гражданской обороны в Минсредмаше СССР. Она не подчинялась и была неподотчетной территориальным органам управления ГО. Иначе говоря, существовала тоже корпоративная система. У неё, безусловно, были свои плюсы и минусы. Однако главным недостатком таких систем, на мой взгляд, является диспропорция в уровне защиты отдельных групп населения, проживающего в зонах деятельности объектов, подведомственных той или иной корпоративной системе.
Надо заметить, что желание создать свою корпорацию в России почему-то возникает обычно при наличии соответствующих финансовых средств и нежелании поделиться ими с другими. Вот так, например, ведут себя сейчас Федеральное агентство по атомной энергии (преемник Минсредмаша СССР) и подведомственные ему организации - концерн «Росэнергоатом» и его филиалы - атомные станции. Не считаясь с требованиями действующего законодательства, они отказались финансировать мероприятия по радиационной защите населения, проживающего в так называемых «зонах планирования защитных мероприятий» атомных станций. В частности, препаратом йодистого калия, использующимся для профилактики радиационных поражений населения в случае возникновения радиационных аварий на атомных станциях, они с недавних пор стали обеспечивать только работников своих объектов и членов их семей. Это лишь один пример диспропорции в обеспечении защиты отдельных групп населения. Диспропорции, к которой ведёт корпоративность.
 
Г.Забелин, ведущий специалист отдела ГОЧС (г.Сосновый Бор Ленинградской обл.)
"Гражданская защита" 2006
Публикация материалов возможна при ссылке на http://gochs.info
© Кульпинов Сергей 2003