ОСНОВЫ
государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических актов
Действующая версия страницы размещена здесь > >
УТВЕРЖДАЮ
Президент Российской Федерации
В.В.Путин
28 сентября 2006 г.
1. Настоящими Основами определяются цели и задачи, механизм и сроки реализации государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и повышении защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических актов.
2. Основные понятия, используемые в настоящих Основах, означают:
а) критически важные объекты - объекты, нарушение или прекращение функционирования которых приводит к потере управления экономикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования,  либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на этих территориях, на длительный период;
б) потенциально опасные объекты - объекты, на  которых используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожароопасные и взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, а также объекты гидротехники, которые создают реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации;
в) обеспечение безопасности населения и защищенности опасных объектов - обеспечение безопасности населения Российской Федерации и повышение, защищенности критически важных и (или) потенциально опасных объектов, (далее - опасные объекты) от угроз техногенного, природного характера и террористических актов;
г) персонал - производственный и обслуживающий персонал опасных объектов;
д) силы охраны - личный состав внутренних войск, сотрудники вневедомственной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации и сотрудники ведомственной охраны.
3. Общее руководство реализацией настоящих. Основ осуществляют федеральные органы исполнительной власти во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
4. Основными факторами, определяющими государственную политику и области обеспечения безопасности населения и защищенности опасных объектов, являются:
а) возрастание опасности и интенсивности угроз техногенного и природного характера;
б) увеличение количества потенциально опасных объектов, многие. из которых расположены в крупных городах и густонаселенных районах;
в) физический износ и моральное старение систем, комплексов и средств защиты потенциально опасных объектов;
г) снижение уровня образования и профессиональной подготовки персонала, слабая технологическая дисциплина, низкая культура производства;
д) недостаточное, финансирование, деятельности по обеспечению безопасности населения и защищенности опасных объектов;
с) усиление угрозы международного и внутреннего терроризма, рост организованной преступности и наркомании в обществе;
ж) требования международных договоров Российской Федерации в области обеспечения безопасности населения и защищенности опасных объектов.
5. Целями государственной политики в области обеспечения безопасности населения и защищенности опасных объектов являются:
а) создание необходимых условий для безопасной жизнедеятельности населения и устойчивого   социально- экономического развития Российской Федерации;
б) повышение уровня безопасности технологий связанных с эксплуатацией потенциально опасных объектов, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций;
в) минимизация последствий чрезвычайных ситуаций техногенного, природного характера и террористических актов.
6. Основными задачами государственной политики в области обеспечения безопасности населения и защищенности опасных объектов являются:
а) совершенствование нормативно правовой базы включающее:
-    приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с международными договорами Российской Федерации:
-    законодательное разграничение полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов управления организаций, эксплуатирующих опасные объекты, а также собственников или балансодержателей этих объектов
-    совершенствование законодательства Российской Федерации в части, касающейся государственного надзора и контроля;
-    разработку и законодательное закрепление технических регламентов по вопросам безопасной эксплуатации и защищенности опасных объектов;
-    законодательное закрепление мер социальной поддержки персонала и сил охраны опасных объектов, а также населения, проживающего вблизи от них;
-    разработку и принятие нормативных правовых актов по вопросам формирования резервов финансовых средств и материальных ресурсов. создаваемых федеральными органами исполнительной власти, оганами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями и целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
б) развитие фундаментальной и прикладной науки, технологий и техники, включающее:
-    совершенствование научных основ анализа воздействия последствий чрезвычайных ситуаций на население, производственную, социальную инфраструктуру и окружающую природную среду, а также оценки и прогноза рисков возникновения чрезвычайных ситуаций и оптимизации управления этими рисками;
-    разработку и внедрение в практику: информационных и прогнозно-аналитических систем; систем, средств и методов технической диагностики отработавшего установленный ресурс эксплуатации оборудования опасных объектов; систем безопасности и для транспортных средств при перевозке особо опасных грузов;
-    новых способов и технологий проведения аварийно-спасательных работ в условиях чрезвычайных ситуаций, а также новых образцов аварийно-спасательной техники и аварийно-спасательного оборудования; средств защиты информации в области организации обеспечения безопасности населения и защищенности опасных объектов; средств индивидуальной и коллективной защиты населения от последствий аварий на потенциально опасных объектах, а также систем радиационного, химического и биологического контроля:
-    специальных медицинских средств защиты и лечения пострадавших;
-    экологически безопасных технологий утилизации опасных бытовых и промышленных отходов, реабилитации загрязненных ими территорий; новых технологий в области обеспечения гидрометеорологической безопасности;
в) повышение эффективности мероприятий но предупреждению чрезвычайных ситуаций и минимизации их последствии, включающее:
-    создание систем мониторинга состояния опасных объектов для оценки и оперативного прогнозирования последствий их разрушения (повреждения), сопряжение этих систем с едиными дежурно-диспетчерскими службами, локальными системами оповещения органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и органов управления организаций, эксплуатирующих опасные объекты, а также собственников или. балансодержателей этих объектов;
-    поддержание в постоянной готовности сил и средств, предназначенные для локализации (ликвидации) возможных, чрезвычайных ситуаций и минимизации их последствии;
-    проведение комплекса инженерных мероприятий по снижению уровня воздействия на население, производственную и социальную инфраструктуру, окружающую природную среду опасных факторов, возникающих при строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации потенциально опасных объектов;
-    обеспечение устойчивого и, безопасного функционирования информационно-телекоммуникационных систем опасных объектов;
-    создание и развитие в районах размещения опасных объектов систем информирования, локальных систем оповещения населения и сопряжение их с соответствующими территориальными системами, централизованного оповещения;
-    совершенствование систем и средств охраны опасных объектов;
-    обеспечение непрерывного контроля за состоянием систем электроснабжения и резервных источников электроэнергии на опасных объектах;
-    совершенствование системы оказания экстренной медицинской помощи в условиях чрезвычайных ситуаций и террористических актов;
-    создание системы обеспечения населения, проживающего вблизи от потенциально опасных объектов, средствами индивидуальной и коллективной защиты;
г) совершенствование подготовки и повышения квалификации кадров и населения, включающее:
-    создание и развитие на базе образовательных учреждений системы подготовки, переподготовки и аттестации персонала и сил охраны опасных объектов по вопросам защиты от угроз техногенного. природного характера и террористических актов.;
-    формирование у населения культуры обеспечения безопасности жизнедеятельности, включая обучение способам защиты от последствий аварий на потенциально опасных объектах и мерам по их ликвидации;
-    совершенствование преподавания в образовательных учреждениях среднего (полного) общего и начального профессионального образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности" и введение, в этих учреждениях системы дистанционного обучения с помощью международной компьютерной сети "Интернет'';
д) повышение эффективности международного сотрудничества, включающее:
-    совершенствование механизма учета, контроля и использования финансовых и иных средств, получаемых Российской Федерацией в рамках международных договоров Российской Федерации для обеспечения безопасности населения и защищенности опасных объектов;
-    совершенствование форм, способов и механизма международного сотрудничества при обеспечении безопасности населения и защищенности опасных объектов в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций;
-    организацию безопасного обмена информацией об угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций с компетентными органами иностранных государств и международными организациями;
-    проведение учений, учебно-методических, научных и других мероприятий совместно с компетентными органами, иностранных государств и международными организациями:
-    совершенствование механизма предоставления (получения) международной помощи при чрезвычайных ситуациях.
 
Публикация материалов возможна при ссылке на http://gochs.info
© Кульпинов Сергей 2003