Детская безопасность на улицах и дорогах как элемент культуры безопасности жизнедеятельности
Действующая версия страницы размещена здесь > >
Мирмович Э.Г.
Мирмович Э.Г., к.ф.-м.н., доцент
Шмундяк В.Л.
Шмундяк В.Л
    Работа по обучению детей культуре безопасного поведения на улицах и дорогах в системе образовательных учреждений (ОУ) детский травматизм транспортного происхождения заметно не снижает.
    Данные по Москве (см. табл.) показывают, что число раненых и погибших в ДТП с участием детей оказывается больше, чем само количество ДТП. Причиной более половины из общего числа пострадавших детей-пешеходов являлась их собственная неосторожность. Большое число детей пострадали, находясь в сопровождении родителей (пешеходы, пассажиры, велосипедисты, роллеры, дети в колясках).
Таблица
 
Период
ДТП
Погибло
Ранено
2007 год
1181
25
1236
2006 год
1348
17
1377
+ -
-167
8
-141
%
-12%
47%
-10%
    Следует иметь в виду, что значительная часть пострадавших в ДТП, и особенно детей, погибает от несвоевременности оказания им первой медицинской помощи, неадекватного извлечения пострадавших, зажатых в деформированных транспортных средствах.
    Отметим, что мониторинг, статистика и анализ по этой проблеме налажены слабо.
    В целях оказания своевременной помощи пострадавшим в ДТП людям вообще и детям в частности, на взгляд авторов [1], необходимо: сокращение времени прибытия соответствующих служб на место ДТП, особую быстроту и слаженность действий при проведении спасательных работ по ДТП, в которых попали дети; развитие системы обнаружения ДТП с наличием детей в этих ДТП, в т.ч. и через систему ЕДДС; организовать курсы обязательного обучения сотрудников ДПС по специфичности оказания доврачебной помощи детям, пострадавшим в ДТП, разработать программу обучения населения приемам оказания первой помощи не только взрослым, но и детям.
    Основные рекомендации в воспитании культуры дорожно-транспортной безопасности с детского возраста можно сформулировать следующим образом:
1.    Повысить роль семьи и системы образования.
2.    С дошкольного возраста научить детей восприятию безусловных запретов (строгого «нет», табу), касающихся взаимодействия с транспортом и дорогой.
3.    В старшем детском возрасте воспитывать толерантность ко всем участникам дорожного движения, внушая им, что из не уважающих других людей любого возраста, из амбициозных, грубых подростков вырастают водители - потенциальные источники опасности на дорогах.
    Кроме того, в связи с резким и значительным «омоложением» водительского контингента в стране необходимо рекомендовать разработку мер по качественному улучшению выработки практических навыков вождения в нормальных и нарушенных условиях на улицах и дорогах.
    Исходя из последних расчетов специалистов, “Методика оценки  и расчета нормативов социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий” дает оценку стоимости человеческой жизни  в России равную 32-34 млн.руб. (или 110-117 тыс.долларов). Это по сути цена жизни человека в России. Стоит ли и с каким коэффициентом вводить этот параметр в теорию рисков детской летальности при ДТП? Ведь тогда по этим методикам цена жизни малыша будет намного ниже, чем взрослого.

Литература
1.    Мирмович Э.Г., Шмундяк В.Л. Теоретические основы снижения рисков детского дорожного травматизма // Здаровы лад жыцця. №12. Минск: «Адукацыя i выхаванне». Республика Беларусь. - 2007. - С.36-39.
Публикация материалов возможна при ссылке на http://gochs.info
© Кульпинов Сергей 2003