Положение об обеспечении выполнения требований по предупреждению чрезвычайных  ситуаций на потенциально опасных объектах
Действующая версия страницы размещена здесь > >
Сергей, здравствуйте!
Направляю Положение по обеспечению требований по предупреждению ЧС на ПОО предприятия, разработанное мною на основе приказа МЧС РФ № 105 от 28.02.2003.
Вероятно коллегам - ГОЧСникам оно будет интересно и полезно в своей деятельности. Полагаю, возможно организовать на форуме обсуждение по его совершенствованию.
--
Владимир Аркалов, отдел ГОЧС, г.Ижевск.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1.    Настоящее Положение определяет порядок реализации в ОАО «НАИМЕНОВАНИЕ» (далее - Общество) требований законодательных, нормативно-методических актов и государственных стандартов Российской Федерации по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) техногенного характера на потенциально опасных объектах.
1.2.    Положение разграничивает полномочия, функции и ответственность подразделений Общества в осуществлении мероприятий по предупреждению ЧС на потенциально опасных объектах Общества на всех стадиях их эксплуатации.

II. ЗАДАЧИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
В целях предупреждения (уменьшения риска) ЧС на подразделения Общества возлагаются следующие задачи:
2.1.    Определение опасности ЧС техногенного характера для персонала, населения и территорий. Мониторинг производственной обстановки и окружающей природной среды и прогнозирование ЧС техногенного характера.
2.2.    Разработка мероприятий по предупреждению ЧС на потенциально опасных объектах на стадиях:
-     ходатайства о намерениях инвестирования в строительство и обоснования инвестиций в строительство объекта;
-    проектирования;
-    строительства и ввода в эксплуатацию;
-    пробной и промышленной эксплуатации;
-    вывода из эксплуатации.
2.3.    Контроль соответствия проектной и эксплуатационной документации действующим нормам и правилам в области предупреждения ЧС и защиты населения и территорий от ЧС.
2.4.    Подготовка руководящего состава и специалистов по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС.
2.5.    Оценка готовности потенциально опасных объектов к предупреждению и ликвидации ЧС.
2.6.    Учет и установление причин ЧС.

III. ФУНКЦИИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
При реализации указанных в разделе II задач по предупреждению ЧС на различных стадиях эксплуатации, подразделения Общества выполняют следующие функции:
3.1.    На стадии разработки ходатайства о намерениях инвестирования в строительство
Управление капитального строительства:
- разрабатывает ходатайство о намерениях инвестирования в разработку месторождения нефти, в строительство потенциально опасного объекта (далее - Ходатайство);
- запрашивает в ГУ МЧС по Удмуртской Республики сведения о наличии источников ЧС, уровнях их риска в районе, где предполагается разместить площадку строительства потенциально опасного объекта;
- определяет дополнительные затраты на строительство потенциально опасного объекта с учётом проведения мероприятий по предупреждению ЧС;
- организует разработку в Ходатайство проектных решений по предупреждению ЧС;
- представляет для экспертизы в ГУ МЧС по УР в составе Ходатайства расчеты определения вероятности, масштабов, продолжительности возможных ЧС и проектные решения по их предупреждению;
- по положительным результатам экспертизы МЧС согласовывает с органами исполнительной власти (местного самоуправления) выделение земельного участка под строительство потенциально опасного объекта.
Управление технического развития, Производственное управление, Управление геологии и разработки, Управление энергообеспечения подготавливают в Ходатайство данные по технологическим процессам, применяемому оборудованию, объёмам и мощностям производства потенциально опасного объекта.
Управление промышленной и экологической безопасности:
- подготавливает в Ходатайство сведения о возможном влиянии потенциально опасного объекта на окружающую среду;
- организует общественные слушания с населением по вопросу размещения потенциально опасного объекта.
Финансово-экономическое управление:
- согласовывает затраты на реализацию мероприятий по предупреждению ЧС при строительстве и эксплуатации потенциально опасного объекта;
- производит оценку экономической целесообразности строительства объекта с учётом предъявляемых требований по предупреждению ЧС.
3.2. На стадии проектирования потенциально опасного объекта
Управление капитального строительства:
- запрашивает в МЧС исходные данные и требования по предупреждению ЧС и согласовывает задание на разработку раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» (далее - «ИТМ ГОЧС»);
- контролирует обоснованность требований, выданных МЧС в раздел «ИТМ ГОЧС» проекта потенциально опасного объекта;
- по согласованным исходным данным и требованиям выдаёт проектной организации задание на разработку раздела «ИТМ ГОЧС» проекта строительства объекта;
- направляет проектную документацию на государственную экспертизу;
- организует разработку и экспертизу декларации промышленной безопасности (показателей степени риска) потенциально опасного объекта.
Управление технического развития, Управление промышленной и экологической безопасности, Производственное управление, Управление энергообеспечения:
- выдаёт УКС задание по внедрению наиболее безопасных и эффективных технологий, средств автоматизации и сигнализации, повышающих уровень промышленной и экологической безопасности проектируемого потенциально опасного объекта;
- контролирует разработку в проектной документации мероприятий по обеспечению промышленной и экологической безопасности, предупреждению ЧС и локализации их последствий с необходимыми обоснованиями и расчётами.
3.3. На стадии строительства и ввода в эксплуатацию потенциально опасного объекта
Управление капитального строительства:
- осуществляет надзор за соблюдением проектных решений в процессе строительства;
- обращается в МЧС с запросом о выдаче заключения о соответствии проектной документации реализованных при строительстве мероприятий по предупреждению ЧС.
Производственное управление, Управление технического развития, Управление энергообеспечения разрабатывают программу пуско-наладочных работ, испытаний и комплексного опробования потенциально опасного объекта.
Нефтепромысловое управление:
- организует пробную эксплуатацию потенциально опасного объекта;
- разрабатывает План ликвидации возможных аварий на потенциально опасном объекте;
- разрабатывает План действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера на потенциально опасном объекте;
- создаёт нештатное аварийно-спасательное формирование и организует его подготовку;
- подаёт заявку ответственным заказчикам на создание резервного запаса МТС и оборудования, предназначенного для ликвидации ЧС, организует его хранение и содержание в готовности к использованию.
Управление промышленной и экологической безопасности:
- организует обеспечение рационального природопользования и соблюдение экологической безопасности;
- планирует тренировки объектовых сил и средств по ликвидации возможных ЧС в результате аварий на стадии испытаний и ввода в эксплуатацию объекта;
- обращается в МЧС с запросом о выдаче заключения о готовности объектовых сил и средств к предупреждению и ликвидации ЧС.
Управление материально-технического обеспечения осуществляет закупки для создания резерва МТС, предназначенного для ликвидации аварий и ЧС.
Управление информационных технологий создаёт локальную систему оповещения на потенциально опасном объекте.
3.4.    На стадии промышленной эксплуатации потенциально опасного объекта
Управление промышленной и экологической безопасности:
- организует получение лицензий на эксплуатацию потенциально опасного объекта и страхование ответственности за причинение вреда при его эксплуатации;
- контролирует соблюдение правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности и требований Госгортехнадзора, Госэнергонадзора, МЧС и других надзорных органов при эксплуатации нефтепромыслового, электротехнического, теплотехнического и прочего оборудования потенциально опасного объекта;
- организует подготовку руководящего состава и специалистов по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС;
- планирует проведение учений и тренировок по действиям при возникновении ЧС;
- оценивает действующие и внедряемые технологические процессы с точки зрения безопасности персонала, населения и окружающей природной среды, исключения возможности возникновения ЧС;
- даёт оценку готовности потенциально опасного объекта к предупреждению и ликвидации ЧС;
- информирует контрольные и надзорные органы об угрозе и возникновении ЧС;
- организует учет и установление причин аварий и ЧС.
Производственное управление, Управление энергообеспечения:
- обеспечивает эксплуатацию нефтепромыслового, электротехнического, теплотехнического оборудования в соответствии с правилами безопасности в нефтяной и газовой промышленности и требованиями Госгортехнадзора, Госэнергонадзора;
- разрабатывает документацию, регламентирующую деятельность потенциально опасного объекта;
- организует учёт отклонений технологических параметров до опасных значений и анализирует их причины;
- оценивает действующие и внедряемые технологические процессы с точки зрения безопасности персонала, населения и окружающей природной среды, исключения возможности возникновения ЧС;
- участвует в расследовании причин аварий и ЧС;
- разрабатывает мероприятия по повышению устойчивости и безопасности производства и систем энерго-, тепло- и водоснабжения потенциально опасного объекта.
Управление технического развития:
- совершенствует систему автоматизированного управления, с целью повышения эффективности мониторинга и безопасности потенциально опасного объекта.
- проводит анализ производственных процессов и организует НИОКР по их совершенствованию;
Нефтепромысловое управление:
- осуществляет эксплуатацию потенциально опасного объекта в соответствии с правилами безопасности в нефтяной и газовой промышленности и требованиями Госгортехнадзора, Госэнергонадзора и других надзорных органов;
- ведёт учёт отклонений технологических параметров до опасных значений и анализирует их причины;
- проводит учения и тренировки по предупреждению и ликвидации аварий и ЧС;
- участвует в расследовании причин аварий и ЧС;
- организует проведение аварийно-восстановительных (спасательных) и других неотложных работ.
Служба главного механика:
- обеспечивает эксплуатацию подъёмных механизмов, сосудов, работающих под давлением и других объектов в соответствии с требованиями правил Госгортехнадзора;
- участвует в расследовании причин аварий и ЧС;
- осуществляет техническое обеспечение ремонтно-восстановительных работ при ликвидации аварий и ЧС;
- контролирует подготовку аварийно-восстановительных (спасательных) формирований к действиям по ликвидации аварий и ЧС.
Центральная инженерная технологическая служба:
- контролирует и оценивает производственную обстановку на потенциально опасном объекте с целью прогнозирования ЧС техногенного характера;
- вырабатывает предложения по снижению рисков ЧС, обусловленных цикличными сезонными природными явлениями (весенний паводок и т.п.);
- организует оповещение и сбор руководящего состава и персонала при угрозе и возникновении аварии и ЧС;
- информирует местные органы власти, персонал и население о ЧС;
- участвует в расследованиях причин аварий и ЧС.
Управление безопасности осуществляет пропускной режим и охрану потенциально опасного объекта с целью предупреждения ЧС, вызванных посторонним вмешательством.
Финансово-экономическое управление
предусматривает в бюджете затрат резерв финансовых средств для ликвидации аварий и ЧС.
3.5.    На стадии вывода потенциально опасного объекта из эксплуатации
Производственное управление, Управление технического развития разрабатывают проект вывода потенциально опасного объекта из эксплуатации.
Управление промышленной и экологической безопасности:
- организует разработку мероприятий по предупреждению ЧС в проекте вывода потенциально опасного объекта из эксплуатации;
- извещает МЧС о сроке начала работ по выводу потенциально опасного объекта из эксплуатации.

IV. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ (СЛУЖЕБНЫЕ СВЯЗИ)
При выполнении возложенных на подразделения задач по реализации требований в области предупреждения и ликвидации ЧС на стадиях эксплуатации потенциально опасных объектов в Обществе устанавливаются следующие взаимоотношения:
4.1.    На стадии разработки ходатайства о намерениях инвестирования в строительство потенциально опасного объекта
Управление капитального строительства взаимодействует с УТР, ПУ, УГиР, УЭ и УОиОТ по вопросу определения технологического процесса, применяемого оборудования, объёма, мощности производства и численности обслуживающего персонала с целью выработки проектных решений по предупреждению ЧС на предполагаемом потенциально опасном объекте.
Финансово-экономическое управление взаимодействует с УКС, УТР и ПУ по вопросу оценки стоимости реализации решений по предупреждению ЧС на предполагаемом потенциально опасном объекте.
4.2.    На стадии проектирования потенциально опасного объекта
Управление капитального строительства взаимодействует с НПУ, ПУ, УЭ, УТР, УИТ, СГМ и УПиЭБ по вопросу согласования в проектной документации мероприятий по обеспечению промышленной безопасности, предупреждению ЧС и ликвидации их последствий.
4.3.    На стадии строительства и ввода в эксплуатацию потенциально опасного объекта
Управление капитального строительства взаимодействует с НПУ, ПУ, УЭ, УТР, УИТ, СГМ и УПиЭБ по вопросу надзора за соблюдением проектных решений в процессе строительства потенциально опасного объекта.
Нефтепромысловое управление взаимодействует с ПУ, УЭ, УКС, УТР, УПиЭБ, УИТ и СГМ по вопросу подготовки потенциально опасного объекта к ликвидации ЧС на стадии испытаний и ввода в эксплуатацию.
4.4.    На стадии промышленной эксплуатации потенциально опасного объекта
Управление промышленной и экологической безопасности взаимодействует с НПУ, ПУ, УЭ, УТР, ЦИТС и СГМ по вопросам:
- координации их деятельности по выполнению требований по предупреждению и ликвидации аварий и ЧС;
- организации расследований причин аварий и ЧС.
Нефтепромысловое управление взаимодействует с УТР, ПУ, УЭ, УПиЭБ, ЦИТС, УБ и СГМ по вопросу обеспечения готовности потенциально опасного объекта к ликвидации ЧС.
Центральная инженерная технологическая служба взаимодействует с НПУ, ПУ, УПиЭБ, УЭ, и СГМ по вопросу предоставления прогнозов и информации об аварии и ЧС техногенного характера.
Финансово-экономическое управление взаимодействует с НПУ, УТР, ПУ, УЭ и УПиЭБ по вопросу создания резерва финансовых средств, предназначенных для предупреждения и ликвидацию аварий и ЧС.
Управление материально-технического обеспечения взаимодействует с ФЭУ, НПУ, ПУ, УТР, УЭ и УПиЭБ по вопросу создания резервного запаса МТС и оборудования, предназначенного для ликвидации аварий и ЧС.
4.5.    На стадии вывода из эксплуатации потенциально опасного объекта
Производственное управление взаимодействует с НПУ, УЭ, УТР, УПиЭБ, ЦИТС и СГМ по вопросу безаварийного вывода потенциально опасного объекта из эксплуатации.

V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
В области безопасности производства, предупреждения и ликвидации аварий и ЧС руководители и специалисты подразделений Общества несут ответственность за:
-    ненадлежащее исполнение или неисполнение должностных обязанностей, предусмотренных настоящим Положением и должностной инструкцией - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации;
-    причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Публикация материалов возможна при ссылке на http://gochs.info
© Кульпинов Сергей 2003