Химическая безопасность образовательных учреждений в категорированном городе
Действующая версия страницы размещена здесь > >
Э.Г.Мирмович, к.ф.-м.н., ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России, Москва   
    Химки изначально формировались как центр военно-промышленного и аэрокосмического комплекса страны. Здесь расположены предприятия, имеющие государственное стратегическое значение - НПО «Энергомаш им. Академика В.П.Глушко», НПО им. С.А.Лавочкина, МКБ «Факел» им. П.Д.Грушина. Именно в Химках были разработаны двигатели для всех отечественных космических кораблей, построен первый в мире луноход, выпускаются всемирно известные ракетно-зенитные установки С-300 и С-400. НПО «Энергомаш» с 1996 года строит двигатели для космических кораблей XXI века.
    Наличие предприятий военно-промышленного комплекса в городе Химки делает его потенциально опасным для населения и особенно для детей.
    В городе существуют опорные школы и лицеи по обучению основам безопасности и жизнедеятельности, по подготовке юных спасателей и юных экологов, использованию шефской помощи со стороны структур ГОЧС, Академии гражданской защиты МЧС России.
    Отсюда, химическая составляющая безопасности жизнедеятельности вообще и образовательного учреждения (ОУ) в особенности представляется наиболее актуальной, разве только после проблемы обеспечения безопасности детей на улицах и дорогах.
    Тем не менее, содержательная часть стандартного курса ОБЖ еще далека от современного уровня рисков, в том числе в мегаполисах и категорированных городах с большим числом критически важных и потенциально опасных объектов.
    Прежде всего, это касается потенциальных источников отравляющих веществ (ОВ) химического характера, которые среди аварийно химически опасных веществ (АХОВ)  ингаляционного и удушающего, кожно-контактного и прижигающего, раздражающего и общетоксического, а также наркотического видов воздействия, занимают особенно важное место.  
    Трагедия в Токийском метро, где экстремистами секты «Аум синрикё»  было применено отравляющее вещество нервно-паралитического действия - зарин, распыление в некоторых ОУ самими детьми ОВ типа «черемуха», поджигание старых типов кинопленки, изготовление самодельных ОВ и взрывчатых веществ (ВВ) и др. - это реалии сегодняшнего дня. Поэтому необходимость наличия в программе по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» раздела, посвященного высокотоксичным физиологически активным веществам, очевидна.
    Однако в существующих учебно-методических изданиях в лучшем случае дается только очень краткая характеристика традиционных основных отравляющих веществ.
    Так, в [1] лаконично и достаточно содержательно характеризуются токсичные химические вещества, но лишь шесть из них и только используемые в массовом промышленном производстве: хлор, аммиак, синильная кислота, фосген, окись углерода и ртуть. В интегрированном учебнике за 5-9 классы [2] дана характеристика лишь двух: хлор и аммиак.
    В [3] издания 2003 года с рубрикой «новый», например, на весь учебник всего одна  фраза - «Для того чтобы правильно действовать в районе очага химического поражения, прежде всего, необходимо определить, выброс какого из АХОВ стал причиной поражения и какими средствами защиты необходимо пользоваться». А как определить, какой из видов АХОВ «стелется» по земле, а какой поднимается вверх, какой быстро рекомбинирует, претерпевая фазовый переход, и оседает в менее опасном виде?
    Отсутствует упоминание о химической составляющей детской безопасности и в аттестационных билетах по курсу ОБЖ [4]. И даже в очень хорошей брошюре В.А.Владимирова и В.С.Исаева [5], содержательная часть которой вполне достойна быть целиком перенесена в учебники БЖД и ОБЖ, проблемы индивидуальной и бытовой химической безопасности не рассмотрены.
    Вступившая в силу в 1997 году «Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления, и применении химического оружия и о его уничтожении» накладывает серьезные ограничения на легитимный доступ к отравляющим веществам и отчасти к их сырьевым компонентам. Но эти ограничения не являются преградой для экстремистских организаций и индивидуальных террористов.
    Относительная простота и доступность получения ряда токсических химикатов, диктует необходимость организации защиты населения от химического терроризма. Даже такие, казалось бы, просто бесхозяйственные копи минеральных удобрений азотного цикла, скопившиеся в первые годы «реставрации» на сельскохозяйственных полях, могли быть массовым сырьем многих видов «самодельных» взрывчатых веществ.
    Легкость получения некоторых токсичных химикатов можно показать на примере образования веществ нервно-паралитического действия по следующей схеме:
    фосфонилдигалогенид + алифанический (алициклический) спирт + акцентор галоген водорода = реакционная смесь, содержащая 70-80 % вещества нервно-паралитического действия.
    Это экзотермическое взаимодействие осуществляется за несколько секунд и 100 грамм исходного фосфонилдигалогенида достаточно для образования такого количества вещества нервно-паралитического действия, которое приведет к созданию только смертельных концентраций в объеме свыше 100 куб.м.
    С привлечением квалифицированных химиков, без особого труда, может быть синтезирован и распылен такой лакриматор (слезоточивое вещество)  как бромацетон.
    Подавляющее большинство террористических актов совершалось и совершается с использованием взрывных устройств различной мощности (иногда начиненными, так называемыми, готовыми поражающими элементами - металлическими шариками, гвоздями и пр.).
    По нашему мнению, целесообразно включать в учебную литературу более полные сведения как по «старым», существующим, потенциальным отравляющим веществам, так и по высокотоксичным физиологически  активным веществам, в отношении которых существует даже малейшая вероятность поражения населения при использовании бытовой химии, вследствие техногенных аварий, в результате террористических актов. В тоже время, необходимы более конкретные сведения о средствах и способах защиты, мерах первой медицинской помощи при поражениях физиологически активными веществами, которые образуются при горении пластмасс, бытовых, фармацевтических и т.д. отходах, пожарах жилых и производственных зданий и т.п.
    Привлечение к написанию учебно-методической литературы высококвалифицированных специалистов в области физиологически активных веществ и токсикологии внесет значительный вклад в организацию защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
    К составлению пособий должны привлекаться так же специалисты-практики. Пособия должны составляться на основе научности и понятности излагаемого материала для населения с разным уровнем образования и жизненного опыта.
    Современные учебные пособия должны формировать представления учащихся о:
реальности опасности применения ОВ террористами, методы и формы их применения и защиты населения
от ОВ;
высокотоксичных физиологически активных веществах и их поражающих факторах;
действиях по оказанию первой медицинской помощи и защиты от  поражения бытовой химией (при использовании их террористами), ОВ, токсичными веществами, образующимися при горении пластмасс, бытовых отходов, фармацевтических препаратов и т.д., т.е. всего, что может быть использовано для проведения терактов или может возникнуть вследствие его проведения или при техногенной аварии.
    Взаимосвязь химии и основ безопасности жизнедеятельности имеет место в той или иной мере присутствует практически по всем темам. Так, например, тема здорового образа жизни  связана с вопросами о возможных вредных или химически опасных веществах (пестицидах, регуляторах роста растений и т.д.) в продуктах питания. Большое значение при изучении основ медицинской помощи имеет знание свойств перманганата калия, йода, перекиси водорода и других лечебных медицинских препаратов, могущих быть компонентами.
    Таким образом, «три источника - три составные части» единого комплекса безопасности образовательного учреждения - это:
1.    Химия и безопасность в классе.
2.    Химическая опасность извне.
3.    Дети, не только как объект, но и как субъект терроризма, террористических актов и проявлений, включая шантаж и обманные звонки.
Химическая безопасность образовательных учреждений в категорированном городе
Рис. 1. В классе химической защиты
 
Литература
1.Анюгин И.Я., Глебов В.Ю., Мирмович Э.Г. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие для 10 класса общеобразовательных учреждений с мультимедийным учебником в оболочке TeachPro на CD-ROM / Под общей ред. С.К.Шойгу, Ю.Л.Воробьева, М.И.Фалеева. Издание второе. - М.: ФЦ ВНИИ ГОЧС, 2003. - 336 с.
2.Микрюков В.Ю., Мирмович Э.Г. Основы безопасности жизнедеятельности. Специализированное учебное пособие для общеобразовательных учреждений Чеченской Республики.- М.: Информационно-издательский центр ВНИИ ГОЧС МЧС России. 2001. - 192 с.
3.Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение. 1996. - 158 с.
4.Фролов М.П., Корнейчук Ю.Ю., Смирнов А.Т. и др. Основы безопасности жизнедеятельности (новый): 9 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений / под ред. Ю.Л.Воробьева. - М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «издательство АСТ». 2003. - 254 с.
5.Примерные экзаменационные билеты для проведения устной итоговой аттестации выпускников 11 классов
общеобразовательных учреждений / Под ред. Н.Н.Гары, Ю.И.Дика. - М.: Дрофа. 2000. - 256 с.
Публикация материалов возможна при ссылке на http://gochs.info
© Кульпинов Сергей 2003