Домашний педагог как новый субъект культуры безопасности жизнедеятельности
Действующая версия страницы размещена здесь > >
С.М. Верхотурова Домашний педагог как новый субъект культуры безопасности жизнедеятельности
С.М. Верхотурова, домашний педагог

    Передача ЗУН родительского поколения детям - основа культуры безопасности жизнедеятельности (далее КБЖ) как процесса.  Это относится в первую очередь к детям младенческого, ясельного и дошкольного возраста.
    По этому вопросу уместно привести статью 18 ФЗ «Об образовании».
   1. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.
   2. Государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения.
    3. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
      4. Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.
    5. Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.
       Однако новое время родило (возродило) новые варианты дошкольного педагога - домашний педагог, воспитатель (гувернер) и няня.
    Исследованием необходимых ключевых компетенций этой педагогической специализации и педагогической практикой установлено, что наиболее эффективен процесс формирование личности безопасного типа для подрастающего поколения в период активного развития личности, становления характера,  формирования взглядов, убеждений, мотивов и ценностей, вхождения в контекст современной культуры, повышенной восприимчивости и усваиваемости информации. В указанный период для детей дошкольного возраста основной задачей воспитания является привитие норм безопасного поведения в окружающей обстановке. Таким образом, основная функция домашнего педагога (ДП) - обеспечение и воспитание основ безопасности текущей и будущей жизнедеятельности ребенка, которая делегируется родителями домашнему педагогу. При этом сохранение и укрепление здоровья ребенка является одной из основных функций ДП по формированию здорового образа жизни (ЗОЖ).
    Приоритетное значение среди этих функций имеет культура домашнего питания. И здесь большую роль играет собственный опыт ДП, который позволяет осуществлять эту важную функцию оптимизации качества и объема детского питания. Так, если ребенок отстает в весе и росте, плохо ест, часто болеет, занимается плаванием, теннисом и т.п., питание становится и вовсе элементом общей КБЖ.
    Дети сами не могут распознать большинство видов опасностей и особенно идущих от человека и его деятельности, среди которой могут быть неосторожные действия при купании, других гигиенических операций.
Дети на ВВЦ
При пользовании лифтом, лестницей, на улице и при переходе дороги, например, необходимо учитывать длину коляски или санок, высоту их бортов. Коляска, например, должна быть не менее полметра от земли, так как в мегаполисе воздух - это смесь пыли, гари, выхлопные газы, микробы, невидимый смог, стелющиеся у поверхности, и с бортами такой же высоты для безопасности ребенка.
    Опасность представляют животные дома и во дворе, некоторые игрушки, дальние туристские переезды, особенно, в страны юго-восточного региона. Ребенок в 8 лет может оставаться дома один не более 15 минут. Ребенок меньшего возраста не должен оставаться в неограниченном пространстве больше 2-3 минут, если нет уверенности, что он занят интересующей его деятельностью. Ребенок в таком возрасте должен быть уверен в близости руки воспитателя как гарантии его безопасности.
    Дидактическим средством воспитания первичных элементов КБЖ является принцип запретов («но-но», «нельзя», «нет»).
    Доброта, создание психологического комфорта, здоровой атмосферы, спокойствие, сдержанность адекватная речь как логопедическое средство безопасности - все это является инструментарием ДП. И все же основным, образно говоря, «наглядным пособием», «техническим средством обучения» и одновременно «двигателем внутреннего сгорания» ДП является личный пример, его личность, являющиеся для ребенка своеобразным “copyright”.
    Ребенок - информационное существо. Нам надо понять, как мы за несколько лет умудряемся воспитать в нем отвращение к учебе, общеизвестное в педагогической практике?
    Предлагается организовать курсы ДП на базе первичного высшего и средне-специального дошкольного педагогического образования, для чего надо разработать образовательные программы дополнительного образования по этой специализации, в которой особое место должны занять проблемы воспитания начальных основ КБЖ.
    В программе должны быть отражены следующие задачи:
дать представление о видах и формах реализации индивидуальной образовательной траектории ребенка, условиях и факторах его выбора родителями с помощью ДП;
сформировать систему профессиональных действий по созданию ситуации взаимодействия с родителями в процессе построения  индивидуальной траектории обучения и развития ребенка;
развить проектировочные, коммуникативные, организационные, методические и психолого-педагогические умения в области взаимодействия с ребенком и родителями;
развить  навыки решения практических психолого-педагогических задач, связанных с организацией сотрудничества с родителями воспитанников в рамках выбора и сопровождения образовательной траектории;
способствовать саморазвитию профессиональных качеств специалистов, работающих с семьёй.
    Программы курсов гувернёров должны включать в себя следующие разделы:
психология и этика поведения в семье, особенности ухода за детьми грудного возраста, стандарты и новинки питания и средств по уходу за ребёнком, психология ребёнка раннего, дошкольного и младшего школьного возраста, современные методики обучения, первая доврачебная помощь, основы детского массажа и ЛФК, основы логопедии, новые информационные технологии в учебно-воспитательном процессе, изучение иностранного языка (первоначальные знания и навыки общения), овладение программой трудоустройства.
    Наряду с учебными программами постоянное обучение и формирование личности безопасного типа происходит и во время регламентированного просмотра телевизионных программ, чтения литературы, во время потребления продукции СМИ и т.д. Поэтому целенаправленное формирование программы развития личности зависит от совокупности факторов внешней среды.
    А пока в Интернете под запросом «Домашний педагог» появляются страницы лишь с вакансиями для нянь и экономок, и только одна страничка с коротенькой образовательной программой, в которой о проблеме детской безопасности, а тем более формировании базовых принципов КБЖ, нет ни одного слова.
    Имеющие зарубежную родословную замечательные и красочные издания [1,2], в которых публикуются такие программы раннего развития, как «Умничка», лучший из них [3], а также Интернет-консультации рассчитаны только на родителей.
    Литература
1.    Мама, это я! Журнал. М.: ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА». www.konliga.ru
2.    Счастливые родители. Журнал. М.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «АФС» (Ашет Филиппаки Шкулев)».
3.    Лиза. МОЙ РЕБЕНОК. Журнал. М.:  ЗАО «Издательский дом «Бурда». www.Moy-rebenok.ru; www.burda.ru
Публикация материалов возможна при ссылке на http://gochs.info
© Кульпинов Сергей 2003