Проблемы безопасности жизнедеятельности в туристическом бизнесе и новые информационные технологии
Действующая версия страницы размещена здесь > >
Э.Г.Мирмович, к.ф.-м.н., ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России, Москва
    Туризм является одной из крупнейших и динамично развивающихся отраслей экономики. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16 рабочее место, 11% мировых потребительских расходов, 7,9% экспорта товаров и услуг. По данным Word Tourism Organization Россия до конца 2020 года войдет в число двадцати крупнейших стран вьезда туристов. В 2001 году Россию посетили почти 22 млн. туристов, из них около 3,5 млн. - г.Санкт-Петербург. Среди наиболее значимых для туристской индустрии негативных факторов, влияющих на отношение путешественников к турам в Россию, является озабоченность личной безопасностью.
    Широкое развитие в последнее время въездного и выездного туризма, а также рост путешествий в пределах Российской Федерации требует четкой организации и взаимосвязи среди объектов туристской индустрии, включающих гостиницы, транспорт, места общественного питания и развлечения (оздоровительного, спортивного, познавательного и другого назначения), с организациями, осуществляющими туроператорскую и турагентскую деятельность, и с организациями, предоставляющими различные услуги (экскурсионные, туристские, гидов-переводчиков и другие виды услуг, оказываемые в зависимости от целей путешествия). При реализации услуг должна обеспечиваться безопасность жизни, здоровья туристов и экскурсантов, сохранность их имущества и должны быть разработаны методы контроля за выполнением требований безопасности. При совершении путешествий и при ознакомлении с природными, историческими, социально-культурными или иными объектами, способными удовлетворить духовные потребности туристов, а также содействовать восстановлению и развитию их физических сил и включенными в сферу туристского показа, одним из требований безопасности является сохранение экологического равновесия в окружающей среде.
Проблема безопасности особенно важна в экстремальном (приключенческом) туризме и в технически сложных видах путешествий, таких как восхождение на Эльбрус; поездки в Сибирь и на Камчатку; туры по Байкалу и Амазонке; конный, водный, горный; лыжный, автомобильный и велосипедный туризм, где риск получения ущерба здоровью и фатального исхода довольно велик.
    Согласно Федеральному закону №132-Ф3 от 24.11.96 г. "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" под безопасностью туризма понимается личная безопасность туристов, сохранность их имущества и ненасенение ущерба окружающей природной среде при совершении путешествий.
    Формирование культуры безопасности в туристском бизнесе в настоящее время повсеместно становится все более актуальной, если не определяющей, так как она складывается из широкого спектра парциальных, частных опасностей, угроз и рисков в природной, техногенной, экономической, социальной и даже политической сферах. Можно поистине сказать, что туристский бизнес становится интегратором опасностей практически всех видов. В связи с этим среди приоритетов у потенциального клиента туристских услуг первое место (по данным анкетирования, до 75%) занимают гарантии максимальной безопасности и минимального риска на всех стадиях маршрута от места и времени приобретения путевки до возвращения к месту проживания. Управление рисками в этом виде бизнеса невозможно закрыть лишь уклонением от ответственности посредством дополнительного пункта договора с пользователем услуг о “форс-мажорных”  или других непредвиденных обстоятельствах, как это до сих пор неправомерно происходит во многих других областях предпринимательства. Необходим фундаментальный подход в рамках проблемы “менеджмент риска и безопасности”. В то же время, как показывает практика туристского бизнеса, использование этой необходимой составляющей маркетинга вызывает наибольшую трудность не только в дилерских посреднических представительствах, но и у компаний-собственников туристских предприятий.
    Стандартная “Карта маршрута” должна включать в себя в качестве специализированного показателя комфортности комплексный био-геофизический индекс в виде некоторой функции, включающей в себя следующие параметры долгосрочного климатического прогноза:
    T - многолетняя температура воздуха (максимальная и минимальная суточная);
    V - усредненная скорость ветра по сезонам и месяцам;
    A - типичная влажность атмосферы.
    Это связано с тем, что одна и та же температура, как и остальные параметры, воспринимается компенсаторной системой организма по-разному в зависимости от двух других.
    Совершенно необходимо включение факторов рекреационного зонирования:
некий сезонный параметр, зависящий от географического склонения  (например, сезонная вариация температуры воды и окружающего воздуха);
геоклиматический параметр, связанный с географической широтой .
    На интересуемый клиента конкретный период необходимы данные прогноза индексов геофизической активности, а именно, атмосферного давления и других метеорологических параметров, а также изучавшиеся в работе [1]:
    S - биоэффективный комплекс параметров солнечной активности (интегральный поток радиоизлучения Солнца на волне 10.7 см и индекс солнечных хромосферных вспышек IV типа);
    M - комплекс геомагнитных параметров (индексы среднепланетарной - Kp и авроральной - Ap геомагнитной активности, а также коротко-периодных колебаний магнитного поля Земли - КПК).
    Заблаговременность прогноза этих параметров может составлять не менее одного-двух 27-суточных солнечных оборотов.
    В “Паспорт безопасности” маршрута (зоны отдыха) должны быть включены научные данные по экстремальным характеристикам особо опасных гидрометеорологических явлений, статистика и прогноз чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, составляющие базис оценки комплексного риска и зонирования по этому параметру, а также характеристика сил и средств защиты населения от ЧС с приложением набора памяток по всем основным направлениям жизненной безопасности.
    Кроме того, в “Паспорте безопасности” действующих туристских маршрутов должны быть статистические данные транспортного риска. Оценочные данные показывают, например, что величина риска безопасности чартерных рейсов как у нас, так и за рубежом уступает аналогичным характеристикам крупных авиакомпаний международного класса.
    Важной является информация о поддержке местными органами власти этого вида бизнеса в данной конкретной зоне отдыха и туризма.
    По шкале числа случаев самое серьезное значение в настоящее время приобретает фактологическая и прогностическая оценка риска террористической активности в зоне отдыха и  транспортных линиях доставки.
В то же время по числу пострадавших первое место принадлежит наводнениям, за которыми идут снежные сходы, лавины, сели и транспортные аварии. Так, например, катастрофические наводнения в Приморье (август 2001 года), районы между Черным и Каспийским морями (январь, июнь-июль и август 2002 года, лето 2003 года) затронули как раз наиболее активные зоны отдыха и туризма России.
    Безопасность вновь образуемых маршрутов должна быть обеспечена предварительным изучением всех экстремальных характеристик территории. Особое внимание обеспечению безопасности жизнедеятельности и осознанному управлению рисками при этом должно уделяться при организации и развитии экологического и спортивного туризма.
    Некоторые из перечисленных аспектов информационной составляющей маркетинга и безопасности туристского бизнеса могут быть обеспечены технологиями, развитыми в ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). Прежде всего - это сведения о нарушенных условиях жизнедеятельности по различным причинам, надежности транспортных и других коммуникаций, карты комплексного риска, что позволит получить сравнительные характеристики зарубежных с отечественными маршрутами  и зонами отдыха.
    Новой технологией в области менеджмента риска и проблем безопасности жизнедеятельности является использование космического мониторинга как одного из инструментов оперативного контроля территории. В принципе,  существуют три возможности привлечения таких технологий в туристский бизнес: организация регулярно действующего канала доступа к снимкам дистанционного зондирования Земли через Интернет; использование для этой же цели отраслевой информационной Интранет-магистрали МЧС России [2]; установка в дилерском офисе и месте отдыха разработанного в МЧС России дешевого малогабаритного аппаратно-программного комплекса приема и обработки спутниковой информации в оптическом и инфракрасном диапазонах. Естественно, что последняя обладает всеми признаками максимальной эффективности, так как испытана в качестве информационно-образовательной технологии [3]. Имея в виду, что современное состояние безопасности туризма отечественных маршрутов выше, чем многих зарубежных, внедрение этой технологии скажется на развитии перспектив российского туризма.
    Одной из технологий подготовки менеджеров безопасности и риска в области туризма является создание совместных двусторонних и многосторонних кафедр высших учебных заведений.

Литература
1.    Княжев В.А., Мирмович Э.Г., Рычкова М.А. и др. Влияние комплекса гелиогеофизических факторов на эффективность реабилитации постинфарктных больных в санаторных условиях // В кн. Труды II съезда курортологов. М.: 1983. С.135.
2.    Шахраманьян М.А., Мирмович Э.Г. Модель системы дистанционного обучения на базе информационной Интранет-магистрали МЧС России / В кн.: Комплексная безопасность России - исследования, управления, опыт. М.: 2002. С. 221-222.
3.    Шахраманьян М.А., Глебов В.Ю., Мирмович Э.Г. Космический мониторинг в обучении безопасности жизнедеятельности как новая информационно-образовательная технология  // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. Вып. 6. М.: ВИНИТИ 2002. С.135-140.
Публикация материалов возможна при ссылке на http://gochs.info
© Кульпинов Сергей 2003